Сколько на свете дистрофиков, знают только джипперы. "ДисТРОФИками" они называют тех, кто не поедет на трофирейд ни под каким предлогом. Такой страх перед бездорожьем лечится только одним способом.
Легендарные покатушки
На самом деле, бездорожье в трофирейде продумано от старта до финиша. Участникам хочется разнообразия: и по лесным тропам погонять, и в промоине застрять, и в грязи увязнуть. Если организаторы подходят к делу творчески, то "пишется" такая трасса месяца два: отыскиваются старые танковые и лесовозные дороги, местами расчищаются, а местами усложняются.
Идея "чем хуже, тем лучше" здесь срабатывает не всегда, потому что смысл трофирейда – всетаки доехать до финиша, а не убить машину, как это кажется со стороны. Поломки и вмятины являются своеобразным побочным эффектом скорости и нервного напряжения.
Доехать до финиша первым мало, важно отметиться на всех пунктах контроля прохождения (КП), которые бывают нескольких видов. Чаще всего это судьи и обычные троллейбусные компостеры, которые организаторы специально размещают в самых труднопроходимых местах. Не пробил специальный лист компостером, опоздал отметиться в судейском журнале – штраф временем.
На поиски КП сквозь болотные хляби и дремучий лес участники едут с помощью GPSнавигатора по "дорожной легенде". Легенда – это лист формата А4, испещренный цифрами, стрелочками и ценными ориентирами, вроде "упавшее дерево" или "справа куча камней".
С этой картой штурман и ведет машину по бездорожью. Иногда в обратную от финиша сторону.
Сложность трассы и понятность легенды не зависят от того, в каких соревнованиях экипаж принимает участие, официальных или неофициальных. Просто в первом случае гонки проводятся клубами в соответствии с календарным графиком внедорожных соревнований и под контролем Российской автомобильной федерации (РАФ) или Международной федерацией автотранспорта (FIA). Неофициальные же проходят вне этого графика и носят кодовое название "покатушки".
Разница между ними одна: в первом случае участники борются за призовые места, во втором – катаются ради удовольствия. Но написание заявок, оформление страховок, принятие заявочных взносов и прохождение техкомиссии обязательно в любом случае. Причем техкомиссия является здесь ключевым моментом. Именно она проверяет автомобиль на безопасность и на соответствие заявленной категории. Категория же подразумевает сложность трассы и подготовленность машины. А машины в трофи едут разные.
Оцениваем возможности
"Джиппинг" порусски – это "уазинг". Средняя стоимость УАЗа, ГАЗа или "Нивы" – $5–10 тыс. Купил – и поехал. Если есть желание уехать дальше первой промоины, то машину придется дорабатывать. Как минимум, поставить грязевую резину, перебрать мотор и заменить амортизаторы.
Более серьезный подход подразумевает лифтинг (кузова или подвески), замену колес, установление лебедки (а лучше двух: спереди и сзади) и шноркеля (для преодоления водных препятствий). Обязательным условием любых гонок является наличие в машине навигационного оборудования, шлемов для членов экипажа, домкрата, лопаты, буксирного троса и других полезных в дороге вещей.
Траты после соревнований прямо пропорциональны сложности трассы и лихачеству. Ктото укладывается в $1000, другому и $10 000 не хватает. По словам участников, за $10 000 из УАЗа можно сделать настоящий вездеход, но даже на нем дальше региональных гонок не уедешь.
Официальные соревнования по трофирейду – битвы титанов. В последнее время в них участвует все больше автомобильных прототипов, в которых от машины (в привычном смысле этого слова) мало что осталось. Собирается "прототип" по принципу конструктора из "узлов" разных машин: рамы, двигателя, трансмиссии, ходовой части и т. д. Собрать на заказ это чудо инженерной мысли можно за 30–150 тыс. евро. Развивая скорость до 120 км/ч, этот полуторадвухтонный монстр мощностью до 400 лошадиных сил заезжает на почти вертикальную скользкую стену.
Но даже эта машина за два дня настоящих гонок умирает в буквальном смысле слова.
Самые частые поломки на трассе связаны именно с ходовой частью: ломаются подвески, карданы и мосты. Особенно на сухой трассе. Так что грязь на трофи – это не только зрелище, но и благо для машины.
Профи на трофи
Только попав на трофирейд, понимаешь: техника – это половина успеха. Даже оснащенный немыслимым образом автомобиль не в состоянии творить чудеса без своего экипажа.
Взаимоотношения внутри команды строятся по заводскому принципу разделения труда: пилот ведет машину, штурман ведет пилота. Выглядит это просто однако до тех пор, пока не опробуешь сам. На мой взгляд, несущийся по бездорожью УАЗ – это американские гонки порусски. Участники называют вещи своими именами:
– Это кишкотряска…
– Нет, это ТРОФИ! А вот если бы не трясло, то это было бы РАЛЛИ!
В таких условиях пилот полностью сосредоточен на голосе штурмана и машине. Причем чувство машины у пилота развито на уровне подсознания, он интуитивно понимает, что она может, а что нет.
Штурман – это мозг и ноги экипажа. Он читает легенду, ориентируется на местности с помощью GPS и направляет водителя. На самых тяжелых участках дороги штурман бежит рядом с машиной, ищет
"коридоры" и меряет собственным телом глубину всех луж. Найдя подходящую, он сообщает об этом пилоту по беспроводной связи, которая работает по принципу "глазаруки и телепатия". А на весь лес раздается:
– Отпускай еще! На себя! Чутьчуть назад, выравнивай. Теперь вправо. Вправо рули. ВПРААВО! Влево. Влево, говорю! Стоп. Приехали…
Хорошо, если такое "приехали" означает всего лишь "застряли". Серьезные поломки в незнакомой глуши порой приводят к ночевке в лесу в ожидании эвакуатора.
Такие пограничные ситуации – источник джипперской народной мудрости. Одна из них гласит: "Внедорожник – это машина, которая застрянет там, куда другая не доедет". Вторая мудрость является продолжением первой: "Чем круче джип, тем дольше идти за трактором".
Но даже пройдя только треть трассы, не найдя и половины компостеров и вернувшись в лагерь на эвакуаторе, понимаешь: одним дистрофиком стало меньше. Теперь надо лечить зависимость от трофирейдов.
В переводе с джипперского:
Лебедиться – использовать лебедку для вытаскивания автомобиля.
Кукурузник – Land Cruiser.
Гидрач – гидроусилитель. Устройство, облегчающее управление рулем.
Блукать – заблудиться.
Колея – след, оставляемый внедорожником на зыбкой почве.
Тормоз – вежливое обращение пилота к штурману.
Борис Федорович – шины фирмы BF Goodrich.
Шноркель – специальная труба, поднимающая уровень воздухозабора над крышей машины. Незаменим при преодолении водных препятствий.
Настоящие джипперы говорят:
"Скоро начнется хорошая дорога"
"Где-то здесь должна быть дорога"
"Кажется, этот мостик мы уже проезжали"
Текст: Анна Корнева
Фото: Дмитрий Нащанский, Владимир Гарферт
Статья была опубликована в журнале "Небо Кубани", №6(14), декабрь/январь 2005/06.