Нехожеными трофами

Сколько на свете дистрофиков, знают только джипперы. "ДисТРОФИками" они называют тех, кто не поедет на трофи­рейд ни под каким предлогом. Такой страх перед бездорожьем лечится только одним способом.

Легендарные покатушки
На самом деле, бездорожье в трофи­рейде продумано от старта до финиша. Участникам хочется разнообразия: и по лесным тропам погонять, и в промоине застрять, и в грязи увязнуть. Если организаторы подходят к делу творчески, то "пишется" такая трасса месяца два: отыскиваются старые танковые и лесовозные дороги, местами расчищаются, а местами усложняются. 

Идея "чем хуже, тем лучше" здесь срабатывает не всегда, потому что смысл трофи­рейда – все­таки доехать до финиша, а не убить машину, как это кажется со стороны. Поломки и вмятины являются своеобразным побочным эффектом скорости и нервного напряжения.

Доехать до финиша первым мало, важно отметиться на всех пунктах контроля прохождения (КП), которые бывают нескольких видов. Чаще всего это судьи и обычные троллейбусные компостеры, которые организаторы специально размещают в самых труднопроходимых местах. Не пробил специальный лист компостером, опоздал отметиться в судейском журнале – штраф временем.

На поиски КП сквозь болотные хляби и дремучий лес участники едут с помощью GPSнавигатора по "дорожной легенде". Легенда – это лист формата А4, испещренный цифрами, стрелочками и ценными ориентирами, вроде "упавшее дерево" или "справа куча камней". 

С этой картой штурман и ведет машину по бездорожью. Иногда в обратную от финиша сторону. 

Сложность трассы и понятность легенды не зависят от того, в каких соревнованиях экипаж принимает участие, официальных или неофи­циальных. Просто в первом случае гонки проводятся клубами в соответ­ствии с календарным графиком внедорожных соревнований и под контролем Российской автомобильной федерации (РАФ) или Международной федерацией автотранспорта (FIA). Неофициальные же проходят вне этого графика и носят кодовое название "покатушки". 

Разница между ними одна: в первом случае участники борются за призовые места, во втором – катаются ради удовольствия. Но написание заявок, оформление страховок, принятие заявочных взносов и прохождение техкомиссии обязательно в любом случае. Причем техкомиссия является здесь ключевым моментом. Именно она проверяет автомобиль на безопасность и на соответствие заявленной категории. Категория же подразумевает сложность трассы и подготовленность машины. А машины в трофи едут разные.

Оцениваем возможности
"Джиппинг" порусски – это "уазинг". Средняя стоимость УАЗа, ГАЗа или "Нивы" – $5–10 тыс. Купил – и поехал. Если есть желание уехать дальше первой промоины, то машину придется дорабатывать. Как минимум, поставить грязевую резину, перебрать мотор и заменить амортизаторы.

Более серьезный подход подразумевает лифтинг (кузова или подвески), замену колес, установление лебедки (а лучше двух: спереди и сзади) и шноркеля (для преодоления водных препятствий). Обязательным условием любых гонок является наличие в машине навигационного оборудования, шлемов для членов экипажа, домкрата, лопаты, буксирного троса и других полезных в дороге вещей.

Траты после соревнований прямо пропорциональны сложности трассы и лихачеству. Ктото укладывается в $1000, другому и $10 000 не хватает. По словам участников, за $10 000 из УАЗа можно сделать настоящий вездеход, но даже на нем дальше региональных гонок не уедешь.

Официальные соревнования по трофи­рейду – битвы титанов. В последнее время в них участвует все больше автомобильных прототипов, в которых от машины (в привычном смысле этого слова) мало что осталось. Собирается "прототип" по принципу конструктора из "узлов" разных машин: рамы, двигателя, трансмиссии, ходовой части и т. д. Собрать на заказ это чудо инженерной мысли можно за 30–150 тыс. евро. Развивая скорость до 120 км/ч, этот полуторадвухтонный монстр мощностью до 400 лошадиных сил заезжает на почти вертикальную скользкую стену.

Но даже эта машина за два дня настоящих гонок умирает в буквальном смысле слова.

Самые частые поломки на трассе связаны именно с ходовой частью: ломаются подвески, карданы и мосты. Особенно на сухой трассе. Так что грязь на трофи – это не только зрелище, но и благо для машины.

Профи на трофи


Только попав на трофи­рейд, понимаешь: техника – это половина успеха. Даже оснащенный немыслимым образом автомобиль не в состоянии творить чудеса без своего экипажа.

Взаимоотношения внутри команды строятся по заводскому принципу разделения труда: пилот ведет машину, штурман ведет пилота. Выглядит это просто однако до тех пор, пока не опробуешь сам. На мой взгляд, несущийся по бездорожью УАЗ – это американские гонки порусски. Участники называют вещи своими именами:

– Это кишкотряска…

– Нет, это ТРОФИ! А вот если бы не трясло, то это было бы РАЛЛИ!

В таких условиях пилот полностью сосредоточен на голосе штурмана и машине. Причем чувство машины у пилота развито на уровне подсознания, он интуитивно понимает, что она может, а что нет.

Штурман – это мозг и ноги экипажа. Он читает легенду, ориентируется на местности с помощью GPS и направляет водителя. На самых тяжелых участ­ках дороги штурман бежит рядом с машиной, ищет

"коридоры" и меряет собственным телом глубину всех луж. Найдя подходящую, он сообщает об этом пилоту по беспроводной связи, которая работает по принципу "глаза­руки и телепатия". А на весь лес раздается:

– Отпускай еще! На себя! Чуть­чуть назад, выравнивай. Теперь вправо. Вправо рули. ВПРААВО! Влево. Влево, говорю! Стоп. Приехали…

Хорошо, если такое "приехали" означает всего лишь "застряли". Серьезные поломки в незнакомой глуши порой приводят к ночевке в лесу в ожидании эвакуатора.

Такие пограничные ситуации – источник джипперской народной мудрости. Одна из них гласит: "Внедорожник – это машина, которая застрянет там, куда другая не доедет". Вторая мудрость является продолжением первой: "Чем круче джип, тем дольше идти за трактором". 

Но даже пройдя только треть трассы, не найдя и половины компостеров и вернувшись в лагерь на эвакуаторе, понимаешь: одним дистрофиком стало меньше. Теперь надо лечить зависимость от трофи­рейдов.

В переводе с джипперского:
Лебедиться – использовать лебедку для вытаскивания автомобиля.
Кукурузник – Land Cruiser.
Гидрач – гидроусилитель. Устрой­ство, облегчающее управление рулем.
Блукать – заблудиться.
Колея – след, оставляемый внедорожником на зыбкой почве.
Тормоз – вежливое обращение пилота к штурману.
Борис Федорович – шины фирмы BF Goodrich.
Шноркель – специальная труба, поднимающая уровень воздухозабора над крышей машины. Незаменим при преодолении водных препятствий.

Настоящие джипперы говорят:
"Скоро начнется хорошая дорога"
"Где-то здесь должна быть дорога"
"Кажется, этот мостик мы уже проезжали"

Текст: Анна Корнева
Фото: Дмитрий Нащанский, Владимир Гарферт

Статья была опубликована в журнале "Небо Кубани", №6(14), декабрь/январь 2005/06.






Вступай в клуб 5туристов.ру
узнавай самые свежие новости, получай спецпредложения только для членов клуба
{{error}}