В те времена, когда Европу "воспитывали" культурные римляне, на территории Руси хозяйничали дикие кочевники. Может, оттого и не случилось у нас рыцарства с его турнирами и крестовыми походами, а следовательно, до поры не наблюдалось и надобности в гербах.
Щит – основной элемент любого герба.
Треугольный – "варяжский", круглый – "английский", овальный – "итальянский", фигурный – "немецкий", закругленный внизу – "испанский".
В России наибольшее применение получил так называемый "французский" щит.
Различные системы знаков и эмблем существовали во все времена и всюду, но собственно геральдику изобрели западноевропейские феодалы. Об этом говорят самые древние гербовые печати, скрепляющие брачный договор между инфантом Кастильским Санчо и дочерью виконта Беарнского Гастона II Вильгельминой. Документ датирован 1000 годом.
Первая в России Герольдмейстерская контора была открыта лишь в 1722 году благодаря известной любви Петра I ко всему европейскому. И все же до середины XIX века большинство российских городов обходилось без гербов, игнорируя закон, предписывающий каждому городу "иметь герб и оный употреблять во всех городовых делах". В 30-е годы позапрошлого столетия императорская Герольдия составила реестр городов-нарушителей закона, а Министерство внутренних дел потребовало предоставить недостающие гербовые проекты. Так, в 1841 году есаулу Ивану Денисовичу Чернику было поручено подготовить изображение герба войскового города Екатеринодара. На разработку эскиза у выпускника Петербургской Академии художеств ушло более двух лет, из которых большую часть времени заняла переписка с Петербургом. Наконец, в 1843 году проект был готов и отправлен на Высочайшее рассмотрение. Но Николай I "собственноручно изволил заметить", что форма казаков, изображенных на гербе, нарисована неверно, и вернул эскиз на доработку. Герб Екатеринодара утвердили только 3 сентября 1849 года. Окончательный вариант соответствовал всем законам геральдики, а символы не вызывали сомнений у самых дотошных знатоков истории.
Главной частью герба был щит французского типа, разделенный прямым крестом на четыре равные части. В центре основного щита располагался маленький щиток – "сердце" герба, где на красном поле располагались золотой вензель Екатерины II и год основания Екатеринодара – 1794. В первой и четвертой частях основного щита на золотом поле находилась крепостная стена червленого цвета с открытыми воротами. На зубцах стены сидел черный двуглавый орел с московским гербом на груди. На второй и третьей частях на серебряном поле были изображены два перекрещенных лазоревых знамени с императорскими вензелями, между ними – булава и бунчуки. Основной щит окружала зеленая кайма с 59 золотыми звездочками – числом станиц Черномории. Щит венчала золотая корона с зубцами в виде крепостных стен. По сторонам большого щита стояли два гвардейских казака-щитодержателя, один – в форме периода царствования Александра I, другой – в обмундировании эпохи Николая I.
После революции все "старорежимные" гербы были преданы анафеме, а Екатеринодар, как и многие города, переименован. В 1966 году, "учитывая пожелания трудящихся" и следуя "навстречу 50-летию Советской власти", городской совет принял решение объявить конкурс на лучшую городскую эмблему- герб для создания "нагрудных памятных знаков". За лучшие в "идейном и художественном отношении" эскизы были обещаны премии: первая – 100 рублей, вторая – 75 и третья – 50. Над будущим значком работали, что называется, всем миром: рисунки присылали историки и художники, школьники и пенсионеры. В апреле 1967 года итоги конкурса были опубликованы. Из трехсот работ первое место занял проект художника И. Бассанского. Новый герб представлял собой тот же французский щит (из идейных соображений названный щитом "древнерусского типа"), поверх которого вытянулась красно-синяя полоса с серпом и молотом. В нижней части герба была расположена зубчатая шестеренка – сообщение о том, что в Краснодаре развито машиностроение (в описании уточнялось, что первым из таковых является завод имени Седина, который "производит 60 процентов мирового выпуска токарно-карусельных станков с диаметром обработки деталей до трех метров"). Рядом с шестеренкой размещены силуэты предприятий – символы процветающей нефтяной, газовой и химической промышленности. А в центре герба красовался пшеничный колос как напоминание о том, что Кубань – житница страны. Над всей композицией красовалась цветущая ветка яблони, все детали располагались на ярко-зеленом фоне: Краснодар – это город-сад.
Как показывает история, герботворчество – дело долгое. Окончательный вариант и описание этого герба стали использовать только спустя 12 лет после его появления на свет – с октября 1979 года. При тиражировании вся излишняя лирика, например, цветущая веточка яблони, была упразднена. Новый герб часто критиковали, многим его эмблемы казались "скучными", особенно в сравнении с первым гербом Екатеринодара: "Шестеренка – это сила, но больше вдохновляют знамена и бунчуки".
Речь о замене советского герба зашла в 1993 году. При этом предлагалось либо вернуть дореволюционный вариант, либо оставить советский, либо объявить новый конкурс. Наконец, 7 июля 2005 года был утвержден отредактированный образец 1849 года. При его разработке возникло множество споров, в том числе и о фактической дате основания Екатеринодара: одни уважаемые историки считали, что это год 1794-й, другие – что город на самом деле старше ровно на один год. Чтобы прекратить споры, было принято соломоново решение: исключить любые цифры из городского герба, оставив на месте даты лишь царский вензель Екатерины Великой. Кроме того, изображение короны приобрело пятизубчатую форму и лавровый венок – детали, которые сообщают о современном статусе Краснодара как городского округа и столицы края. Так на основе исторического герба Екатеринодара был составлен современный герб города Краснодара. Каждый цвет, фигура или эмблема герба, в соответствии с классическими канонами геральдики, имеют свое значение и смысл.
Классическая геральдика различает 7 цветов , из которых два означают металлы (золото и серебро) , пять финифти (червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур) . Два дополнительных цвета означают меха (горностаевый и беличий) . В случаях схематического изображения цвета используется специальная геральдическая штриховка.
Текст: Ольга Бурякова
Благодарим историка Н. Н. Суворову за предоставленные материалы.
Статья была опубликована в журнале "Небо Кубани", № 7(21), август 2006.