На аэродроме "Белевцы" Динского района с 14 по 16 июня пройдет ежегодный международный фестиваль частной авиации KUBAN AIRSHOW 2013. О фестивале, его участниках и программе авиашоу рассказал директор компании SimAvia Симон Мноян.
– Как появился фестиваль KUBAN AIRSHOW? Когда и как родилась идея его проведения?
– Идея витала давно, практическую реализацию она получила в 2009 году, когда Piper Aircraft (датский дилер на территории России) попросил меня помочь в презентации самолетов бизнес авиации. Мы устроили закрытое мероприятие в аэропорту "Пашковский", куда было приглашено около 50 человек – потенциальных покупателей. Все прошло интересно, и мы начали думать, как дальше развить эту тему. Так как я сам связан с авиацией, в какой-то момент мне захотелось самому выучиться летать на самолете. Получил пилотское удостоверение в Америке. Видел, как там проходят аэрошоу. В результате появилась идея провести подобное мероприятие в городе, где живу. Аэродром "Белевцы" был выбран выбран в связи с тем, что здесь более свободно: нет каких-либо запретов и ограничений, как в большом аэропорту, где проходят полеты рейсовых самолетов.
На первом фестивале было всего штук пять самолетиков. На следующий год стало веселее: народ воспрял. В 2012 году нам немного помешала погода. В этом году изъявили желание выставить свои модели зарубежные производители самолетов. Наверное потому, что, с одной стороны, наша компания уже стала известна на рынке малой авиации России. Но с другой стороны – и само мероприятие за время своего существования уже стало довольно известным.
– Проходят ли в России подобные мероприятия?
– В основном организовывают слеты, их по стране много. К примеру, Ассоциация пилотов устраивает свой слет, а через неделю после нашего шоу будет слет любителей авиации в Уфе. Но это именно специализированные мероприятия для любителей авиации.
А вот массовых мероприятий подобных нашему в России нет. В прошлом году представители федеральных СМИ задавали мне один и тот же вопрос: "Почему аэрошоу проходит именно в Краснодаре?". Да просто потому, что я здесь живу. Есть еще вторая причина – для этого вида авиации здесь наилучшие климатические условия: в регионе больше солнечных дней.
– Кто организует аэрошоу?
– Организаторами фестиваля выступают региональная организация ДОСААФ и моя компания SimAvia, занимающаяся продажей и арендой самолетов частной авиации. В настоящее время у меня в обслуживании находится около 10 самолетов. На аэродроме "Белевцы" мы лишь арендуем площадь.
Компания SimAvia существует уже четыре года. Все началось с того, что я купил свой первый старенький небольшой самолетик, на котором захотел летать после получения пилотского удостоверения. В нем произошла какая-то поломка, приехали ребята из Москвы и починили его. Тогда я понял для чего каждый, кто покупает самолет, сразу ищет себе инженера-механика. Тогда это дело не рассматривали как бизнес и не думали о том, как это все можно организовать, потому что все были лишь любителями. А так как мое прошлое было связано с авиацией, я подумал, что мне нужно будет попробовать организовать фестиваль. Начал набирать народ, пригласил в Краснодар американских преподавателей, чтобы они обучили моих работников. Также отправил сотрудников на стажировку в США, где они получили сертификаты.
Кроме того, в этом году в качестве соорганизатора я привлек ассоциацию RAOPA – Межрегиональную общественную организацию пилотов и граждан-владельцев воздушных судов. Она является частью AOPA – всемирной ассоциация пилотов и владельцев самолетов, которая в Америке насчитывает 400 тысяч членов.
– Почему это мероприятие назвали именно фестивалем?
– На это есть две причины: если бы я строго назвал его авиашоу или выставкой, то это говорило бы о том, что данное направление является узким и строго отраслевым. С другой стороны, это все же авиация общего назначения. Поэтому мы решили совместить оба формата, чтобы сделать фестиваль, как для пилотов, так и для всех поклонников авиации. Теперь это уже семейный праздник.
– Расскажите немного об участниках…
– Существует две категории участников. Во-первых, бизнес – отечественные и зарубежные производители самолетов и всего, что этому сопутствует (запчасти, аксессуары, расходные материалы). Также сюда можно отнести и страховые компании, которые страхуют самолеты, и банки, которые занимаются вопросами лизинга. Вторая категория – это сообщество любителей. Авиация – такая отрасль, в которой очень важно общение между людьми. И наша площадка значима для общения. Все слетаются сюда на собственных самолетах, и 3-4 дня отдыхают и общаются.
– А обычные зрители?
– Я очень благодарен им, что у них есть интерес к этому мероприятию. Я называю такой интерес отложенным. Придя на этот фестиваль, они увидят место, где есть самолеты и вся необходимая инфраструктура. И я надеюсь, что они пришли сюда не на один день, что они обязательно запомнят аэродром и будут приходить сюда в любой другой день для того, чтобы приобщиться к этому делу. И отложенный интерес, в итоге, превратится в реальный.
– Из каких городов обычно приезжают на фестиваль?
– Со всей России и не только из нашей страны. Ожидаем гостей из Казахстана, и Армении. В этом году также приедет руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.
– Для зрителей будет организована какая-то развлекательная программа?
– Да, безусловно. Мы хотим пригласить на мероприятие российские музыкальные группы, будут также местные коллективы. К тому же в этом году запланировано достаточно насыщенное авиационное шоу. Мы пригласили трехкратного чемпиона мира по спортивной акробатике Виктора Чмаля, а также абсолютную чемпионку мира по высшему пилотажу Светлану Капанину. Потом выступит группа из пяти самолетов.
Мы хотим показать всем, пока еще не увлеченным небом, что есть такое общество любителей авиации. Хотим продемонстрировать, как мы живем, как это интересно и увлекательно и, главное, доступно. Вообще эти дни будут насыщены пилотажами, акробатикой и обычными демонстрациями самолетов и вертолетов. Также участников и зрителей ждут презентации спортивных автомобилей. Кроме того, мы отправили приглашение клубу военных "Хаммеров" из Санкт-Петербурга. Возможно, представители Питера приедут.
– Зрители KUBAN AIRSHOW-2013 смогут полетать?
– Нет. Самолеты, которые будут летать на фестивале, демонстрационные. Я знаю, что многие люди приходят на это мероприятие с целью полетать. А фестиваль создан для того, чтобы человек увидел, что здесь можно полетать в любой другой день. К тому же, есть вопросы безопасности: это слишком крупное массовое мероприятие.
– Вход на мероприятие будет платным?
– Да, билет будет стоить 500-700 рублей. Дети смогут посетить фестиваль бесплатно и даже получить подарки. Студентам вход обойдется вполцены от обычной стоимости билета. Мы уверены, что то настроение и положительные эмоции, которые посетители получат побывав на фестивале, будут того стоить.
– Почему первый день проведения фестиваля, 14 июня, будет закрытым для обычных посетителей?
– Потому что многие участники шоу хотят провести различные семинары и пресс-конференции, встречи. Когда масса народа, то получается не очень удобно, т.к. территория у нас небольшая. Поэтому первый день решили сделать днем авиационным только для специалистов. А 15 и 16 июня, в субботу и воскресенье, – добро пожаловать!
– С какой целью задумывался проект: для денег или души?
– Этот проект пока не является окупаемым. Надо было просто как-то громко заявить о том, что он есть. В этой сфере нет никакой активности по одной простой причине – люди не знают о том, что сейчас выучиться летать можно очень просто. И этот фестиваль задумывался для того, чтобы показать доступность этого занятия для всех желающих, кого манит небо. Можно провести аналогию с получением прав на вождение автомобиля. Кстати, это займет примерно столько же времени: курсы длятся около двух месяцев. Через это время обучающийся уже будет летать сам. При условии, что это занятой человек, который сможет заниматься по несколько часов 3-4 раза в неделю.
– Сколько стоит обучение?
– Чтобы сэкономить, можно купить самолет и не платить за его аренду. Цена самолетов начинается от 2 млн рублей, тогда обучение обойдется в 200-250 тысяч рублей. В эту стоимость входит зарплата инструктору. По-моему, они берут 1000 рублей за час. Для обучения необходимо часов 50 полета. Остальные расходы – это топливо.
Вообще история самолетов в России повторяет в точности историю иномарок начала 90-х годов. Тогда покупали 20-30-летние машины, которые были лучше и качественнее, чем отечественные, но стоили адекватно возможностям. Объясню на примере производителя, который делает линейку самолетов для разных категорий покупателей. Мировая статистика говорит о том, что человек в течение жизни в среднем шесть раз меняет самолет. В России – уже через год пилоты из него "вырастают". Поэтому производитель, создает обширную линейку моделей, начиная от самых маленьких и дешевых моделей, чтобы "держать" покупателя.
Но у самолетов, которые стоят от 2-3 млн рублей, существует ряд ограничений. Они предназначены для визуальных полетов – высота до 4 тысяч метров (там, где можно свободно дышать), т.к. эти модели негерметичны. Летают со скоростями до 250 км в час. Когда налетал часов 200, приобретаешь навыки, позволяющие сделать следующий шаг – купить самолет, который оборудован для полетов повыше и на больших скоростях.
– А сколько стоит аренда самолета?
– Если своего самолета пока нет, то к стоимости обучения плюсуется аренда самолета. Для среднего человека – я имею в виду собственников бизнеса – это абсолютно доступные цены. Есть ребята, которые хотят превратить пилотирование в свою профессию. Кстати, в настоящее время появилось много авиакомпаний, которым постоянно не хватает пилотов.
Маленькие самолеты мы даем в аренду без пилота. Например, приходит человек с пилотским удостоверением. Если мы его знаем – даем летать сразу. Если не знаем, то наш пилот-инструктор сначала оценит его навыки и умения. Летный час обойдется примерно 4 тысячи рублей без учета топлива. Если посчитать вместе с топливом, то выходит примерно 7 тысяч рублей в час. Литр авиационного бензина стоит в районе 100 рублей.
Что касается самих полетов, то для того, чтобы вылететь в другой город, необходимо прийти на аэродром, подать план (будет утвержден и согласован в течение получаса). Затем можно лететь самому. На сегодняшний день есть реальная возможность в течение двух часов получить разрешение на пересечение госграницы.