"И, поверженный в бою, я воскресну и спою".
В этих знаменитых строчках, некогда спетых Игорем Тальковым - вся судьба Кубанского казачьего хора, не раз за свою историю умиравшего, а затем восстававшего из пепла
Без малого 200 лет назад протоиерей Черноморского казачьего войска Кирилл Россинский обратился к власть имущим с прошением о создании Войскового певческого хора "для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви". Просьба Россинского была удовлетворена. И 14 октября 1811 года войсковой хор официально объявил о своем рождении.
Однако судьба его вышла нелегкой. Вскоре после революции большевики, взявшие курс на тотальное уничтожение казачества, хор расформировали: многие артисты тогда вынуждены были спасаться эмиграцией. А затем "вандалы" расстреляли Григория Концевича. Замечательного артиста, бывшего на тот момент руководителем коллектива. Казалось бы, хору уже никогда не восстать из руин, но во второй половине тридцатых годов возмущенный народ стал активно ратовать за его возрождение: в высокие партийные органы посыпались тысячи гневных писем. И Советская власть оказалась вынуждена уступить народному нажиму: кубанский казачий хор был создан вновь, сумев продержаться вплоть до начала 60-х годов. Пока Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев не упразднил его волевым росчерком пера. Однако простые жители Кубани и на этот раз не смирились с решением правящего режима, сумев в итоге одержать над ним еще одну победу в войне за любимый хор: в 68-м Кубанский казачий во второй раз появился на свет. Но уже в 74-м он опять оказался на грани уничтожения, парализованный глубоким экономическим кризисом, неизбежно повлекшим за собой творческий упадок. И неизвестно, что бы сталось с ним дальше, если бы не получил он в том злополучно начинавшемся для него году воистину судьбоносный подарок на свой день рождения: аккурат 14 октября новым художественным руководителем Кубанского казачьего хора был назначен Виктор Захарченко. В чем лично сам он всегда видел промысел Божий
«Я не верю в подобные случайности,- подчеркивает Виктор Гаврилович,- на все есть воля свыше. Несмотря на то, что родился я на Кубани, в станице Дядьковской, и закончил в 60-м году Краснодарское музыкально-педагогическое училище, в родном регионе тогда не остался. Поехал поступать в Новосибирскую консерваторию имени Глинки. И после ее окончания остался работать в Новосибирске, главным хормейстером Государственного Сибирского русского хора. Все складывалось у меня благополучно и на работе, и в семье. Сибирь стала моим вторым родным уголком, там родились старшие дочери Виктория и Наталья, но когда узнал, что Кубанский казачий хор находится в крайне тяжелом положении и ему грозит вымирание, не мог не вернуться в Краснодар! У меня появилась заветная мечта вновь воссоздать некогда процветавший коллектив».
К тому времени имя необычайно талантливого хормейстера и композитора Виктора Захарченко уже было известно всему миру: его сибирскому коллективу рукоплескали лучшие концертные залы Европы. Как-то в Италии, в Сан-Ремо, сибирскому хору Захарченко довелось выступать в новогоднюю ночь: вторая часть концерта приходилась на наступивший год. И каково было изумление артистов, когда в антракте благодарные итальянцы, потрясенные мастерством русских певчих, преподнесли абсолютно каждому из участников огромного по своему составу хора в подарок по бокалу шампанского! Так что стоит ли говорить, что с возвращением Виктора Захарченко в родные места и кубанский казачий хор вскорости не только воскрес, но и поднялся на невиданную прежде творческую высоту? Сегодня в репертуаре его 160-ти артистов одних только казачьих народных песен свыше 120-ти тысяч, не считая произведений духовного православного цикла! Причем, многие сотни казачьих песен появились в программе благодаря лично художественному руководителю коллектива. Виктор Захарченко годами разъезжал по станицам-хуторам края, буквально по крупинкам собирая бесценный казачий народный фольклор, дабы сохранить его в веках и передать последующим поколениям. Да и сам он, будучи самобытным композитором-песенником, написал за минувшие десятилетия свыше 500 песен на стихи русских и украинских поэтов! Его хор ныне - в непрерывных гастрольных разъездах, он востребован на всех пяти континентах. А на днях, в канун своих именин, хор дал по просьбе министерства обороны концерты в Санкт-Петербурге и в Москве для курсантов военных учебных заведений.
«Нигде так много не поется о любви к родине, о вере в нее и о глубокой преданности ей, как в казачьих народных песнях,- убежден Виктор Захарченко,- Потому их роль в нравственном становлении личности трудно переоценить! Они вызывают в человеке самые светлые и прекрасные чувства, воспитывают в нем патриотизм к своей стране. Но только не надо обольщаться! И думать, что отныне "черная полоса" в жизни хора навсегда осталась позади. Он вовсе не почивает на лаврах, у него и поныне хватает серьезных проблем. Скоро двухсотлетие справлять будем, а у нас до сих пор нет собственного концертного зала! Более того - свернут с кризисом ряд проектов, с которыми власти региона прежде обещали финансово помочь. Многие артисты до сих пор не имеют собственного жилья, ютятся по общежитиям. Рассчитывать приходится только на собственные силы в материальном плане, нам никто особо не помогает. Несмотря на то, что хор давно официально признан национальным российским достоянием, вносящим непреходящий вклад в отечественную культуру».
«Сегодняшняя жизнь, надо признать, недалеко ушла от советской эпохи! Более духовной не стала. Во главу угла поставлена рыночная экономика, но ведь рынок не признает никакой морали, превознося до небес лишь культ денег! Так что, думаю, Кубанский казачий хор еще не раз в будущем умрет и воскреснет: такой уж ему путь исторически предначертан. У нас и на данный момент хватает высокопоставленных недоброжелателей, которым не нравится то, что мы проповедуем своим искусством. И нет никакой гарантии, что хор ожидают однозначно-радужные перспективы. Разве что могу с полной уверенностью утверждать: каждый раз он неизменно будет восставать из пепла исключительно благодаря народу, выступающему его ангелом-хранителем. Простые россияне и впредь не дадут хору безвозвратно кануть в прошлое».
Бремя славы.
На стенах просторного светлого кабинета знаменитого маэстро - сплошь иконы. Такой редкой красоты - глаз не оторвать! А служебный стол его завален целыми горами писем и подарков от сотен тысяч поклонников хора со всего света. Каждый день Виктор Захарченко получает столько корреспонденции в свой адрес, что ему вполне могло бы позавидовать любое почтовое отделение России: далеко не в каждое отделение связи ежедневно поступают такие внушительные кипы всевозможных посланий!
«Кажется, Борис Пастернак когда-то мудро заметил, что быть знаменитым - некрасиво?- задумчиво произносит Виктор Гаврилович, перехватив мой восхищенный взгляд, которым я окинула его стол,- В этой фразе есть правда. Всегда очень переживаю, что чисто физически не в состоянии ответить всем, кто мне пишет. Кто присылает свои стихи, песни, книги, диски. Хотя понимаю, с каким нетерпением ждут люди моего ответа. Но даже если не буду сутками спать - все равно нереально воздать дань уважения каждому написавшему! Еще более неудобно себя чувствую, когда тороплюсь по делам, а меня то и дело останавливают на улице прохожие. Им хочется лично пообщаться со мной, спросить о том о сем, а мне позарез бежать куда-то надо. Но и обидеть не могу тех, кто меня останавливает. Стараюсь хоть минуту-другую им уделить! График у меня, как и у всего коллектива, довольно напряженный. Нередко самолет-концерт-самолет, выспаться некогда. И так хочется в этой жизни успеть все, что задумал! Создать, к примеру, еще и симфонический оркестр».
Впрочем, прославленный руководитель Кубанского казачьего хора за минувшие десятилетия уже сделал столько на своем служебном поприще, что остается только диву даваться! Выпустил несколько авторских книг по искусству, записал с хором на пластинники и диски тысячи песен черноморских и линейных казаков, составляющих основу населения Кубани. Основал при хоре центр народной культуры, со временем переросший в государственное научно-творческое объединение "Кубанский казачий хор". Он получился уникальным в мировой практике образовательным и художественно- просветительским комплексом, в который вошли: ансамбль народной песни "Казачья душа", камерный ансамбль современной классической музыки "Благовест", научный центр фольклора и этнографии.
Именно Виктору Захарченко принадлежала также инициатива вернуть народную манеру пения в детские хоровые коллективы региона, которые прежде были сплошь ориентированы лишь на академическую манеру исполнения. И он вдобавок своевременно позаботился о подготовке молодой смены талантливых артистов для хора: основал в 86-м году при хоре общеобразовательную школу искусств, ставшую добротной "кузницей юных кадров". Сегодня школа имени Виктора Захарченко входит в систему министерства культуры: ежегодно более 600 одаренных ребятишек приобщаются здесь к народной песне, танцу, различным ремеслам. А еще руководитель Кубанского казачьего хора явился в начале 90-х годов основоположником нынешней академии народной культуры при краснодарском университете культуры и искусств! История академии начиналась некогда с факультета традиционной культуры, организованного в краевом центре по инициативе Виктора Захарченко.
Что есть счастье?
Несмотря на все свои "громкие" заслуги перед страной, руководитель Кубанского казачьего хора остался на удивление скромным человеком, который никогда не ставил свое титулованное имя на службу материальным интересам, не извлекал из него никакой личной корысти. Хотя имеет массу влиятельных друзей, которые собственным авторитетом вполне могли бы помочь его хору решить многие материально-организационные проблемы: чего только стоит одна его многолетняя, теплая искренняя дружба с Никитой Михалковым!
«Я не люблю ни у кого ничего просить,- принципиален всемирно известный артист,- Поскольку настоящее искусство всегда бескорыстно! Оно преследует высокие, вечные и благородные цели и не раболепствует перед миром финансовых ценностей. Вот вчера, к слову, зашел ко мне в кабинет незнакомый человек, оказавшийся православным фотографом Михаилом Ноликовым. Ездит он по Руси, снимает храмы и прихожан, крестный ход. Ни у кого ничего не просит! Просто подарил мне пару книг со своими фотоработами, и ушел... Вот на таких людях Русь и держится! Посмотрите на лица старцев, запечатленных этим талантливым фотографом: сколько в них вековой мудрости, сколько одухотворенности и гармонии. В таких людях и заключается истинное богатство, мощь и слава страны».
«В каждом из нас заложены от природы какие-то способности. Но только по разным причинам далеко не все мы затем развиваем то, чем одарены при рождении. И я в этом плане считаю себя очень счастливым человеком! Я реализовал дар, данный мне Всевышним. И смог поставить свой талант на службу родной стране. Это ли не есть огромное, ни с чем не сравнимое счастье?!»