Российские железные дороги собираются запретить групповые бронирования в плацкартных вагонах. Речь идет, прежде всего, о заказах туркомпаний, выкупающих большие блоки мест. Так в РЖД пытаются решить проблему дефицита плацкартных вагонов.
Доходы большинства россиян таковы, что самые дешевые и менее комфортные вагоны пользуются наибольшим спросом: стоимость плацкарта и купе сегодня отличается в разы. РЖД утверждает, что, запрещая бронирования, заботится о малообеспеченных пассажирах, коим не хватает дешевых мест. Туроператоры, которых прежде всего коснется запрет, полагают, что так руководство Российских железных дорог пытается постепенно избавиться от нерентабельных и не соответствующих современным требованиям плацкартных вагонов и тем самым ставит под угрозу отдых детей и небогатых туристов - тех и других турфирмы традиционно перевозят в плацкарте.
Действительно, в последние годы количество плацкартных вагонов сокращается. В некоторых поездах от них полностью отказались, формируя состав исключительно из купейных и СВ. Например, в прошлом году начальник енисейской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров Александр Конопелько заявил, что ОАО "Красноярская железная дорога" в будущем намерена полностью прекратить использование плацкартных вагонов.
Вряд ли РЖД отважатся вообще избавиться от недорогих вариантов перевозки. Самые доступные по цене плацкартные вагоны, несмотря на царящую в них духоту, грязь и неприятные запахи, для многих - единственный способ добраться до родственников или съездить в отпуск. Подобные инициативы не обрадуют людей, которым едва хватает денег на самый дешевый билет. Но проблема существует: помимо того, что наш российский плацкарт не отвечает никаким международным стандартам, в эксплуатации находятся вагоны, однозначно требующие ремонта: с выбитыми, не закрывающимися окнами и сломанными полками.
Проектов, ориентированных на небогатых граждан, у руководства Российских железных дорог предостаточно. На сегодняшний день рассматриваются несколько вариантов. Во-первых, по примеру low-cost авиакомпаний (минимум услуг и низкая цена) филиал РАО РЖД Федеральная пассажирская дирекция в 2008 году предполагает запустить принципиально новый тип вагонов, полезная площадь в которых будет использована по максимуму. Вероятно, это будет разновидность купе с расположением спальных мест в три яруса.
Другая возможность снижения стоимости перевозок - "лист ожидания". Пассажиры, путешествие которых не привязано к определенному времени, могут зарегистрироваться в нем. Сотрудники касс отследят невыкупленные места и предложат их желающим из списка по более низкой цене.
Есть также возможность скорректировать расписание. Сейчас график движения учитывает время работы общественного транспорта. В результате составы используются неэффективно, время простоя слишком велико. Предполагается сократить "отдых" составов до минимума, более интенсивно задействовать вагоны, отправлять их и в неудобное время, однако стоимость билетов для таких поездов будет ниже.
Безусловно, для Российских железных дорог имеет смысл развивать дешевые перевозки. Ведь в более дорогом сегменте у них есть серьезные конкуренты. Low-cost авиакомпании делают все более выгодные предложения. Значительные средства выделяются на развитие малой авиации, летающей на расстояние до 1000 километров по приемлемым тарифам, сравнимым с железнодорожными.
Конечно, в идеале, поезда и самолеты должны дополнять друг друга. Так, по мнению Николая Криворучко, руководителя коммерческой службы авиакомпании "Полет" (одной из участвующих в программе Московского правительства по развитию малой авиации), железная дорога и авиация могли бы создать единую транспортную сеть, целостную систему интермодальных перевозок, организовать общую базу бронирования билетов с тем, чтобы человек мог подобрать удобные стыковки. "И, естественно, - говорит Николая Криворучко, - на сегодняшний день, количество пассажиров, которые хотели бы летать воздушным транспортом, пока не столь велико по сравнению с общим пассажиропотоком".
Так что хоронить железные дороги пока рано. Ведь ежегодно их услугами пользуются свыше 1,3 млрд пассажиров. Однако, если количество плацкартных вагонов будет продолжать сокращаться, а руководство РЖД по каким-то причинам не найдет им достойную альтернативу по цене и качеству и не сможет реализовать многочисленные проекты низкобюджетных перевозок, основной части населения придется сидеть по домам, люди с достатком выберут авиацию, а в поездах будут ездить только аэрофобы. Интересно, сколько их в нашей стране?