Пассажиры стали меньше ездить в поездах дальнего следования РЖД. В декабре прошлого провал составил 12% по сравнению с 2013 годом.
Ситуация несколько выправилась во время новогодних перевозок – снижение составило около 4% к аналогичному периоду 2013/14 годов и 14% к 2012/13. Наиболее вероятной причиной стал резкий рост реальных тарифов.
Всего за 2014 год в дальних поездах РЖД перевезено почти 103 млн пассажиров, что на 8% меньше, чем в 2013 году и на 12%, чем в 2012 году. При этом в первые месяцы падения фактически не было, но после введения системы динамического ценообразования в купе и СВ и резкого роста цен в плацкарте (в 2015 году он продолжится - расценки в плацкарте выросли еще на 10%) пассажиры стали отказываться от услуг РЖД. Еще одна тенденция прошлого года – пассажиры стали ездить на меньшие расстояния.
Также на снижение спроса повлияло обострение отношений с Украиной, вследствие чего было отменено множество международных поездов, а оставшиеся составы курсируют полупустыми. Другим фактором стал обвал рубля, который привел как к падению доходов населения, так и сильному скачку цен на международные поезда, тарифы которых номинированы в швейцарских франках. Не удалось РЖД получить и существенного роста перевозок вследствие зимней Олимпиадыв Сочи.
Кроме того, в конце 2014 года впервые за долгий срок обозначилось падение пригородных перевозок. В декабре оно составило 2,6%. Скорее всего, эта тенденция будет только нарастать: федеральные власти взвалили финансирование пригородного движения на регионы. В 2015 году ситуация станет еще хуже - правительство резко сократило льготы пригородных компаний на оплату ж/д инфраструктуры. Их расходы по этой статье вырастут сразу в 25 раз: до этого перевозчики платили лишь 1% (остальное компенсировал федеральный бюджет), теперь ставка повышена до 25%,пишет Travel.ru.
В РЖД пробуют переломить тенденцию по крайней мере в дальних поездах - путем введения скидок на некоторых маршрутах и увеличения числа дневных экспрессов на некоторых линиях.