Приняв решение летать, не стремитесь все сделать в один день, как бы вам этого не хотелось, чтобы вам ни казалось и как бы вы высоко не оценивали свои собственные способности. За свою многолетнюю практику мне не приходилось сталкиваться с людьми, которые могли бы научиться всем летным премудростям и довести технику пилотирования летательного аппарата до приемлемого уровня безопасности за один день (а там были и парашютисты, и летчики-истребители, и профессиональные каскадеры и т. д.). При самых уникальных ваших способностях вы можете рассчитывать на уменьшение срока обучения не более чем на 30-40 процентов.
Разговоры о том, когда лучше начинать, в первую очередь, подразумевают время года, которое вы собираетесь выбрать для прохождения обучения. Следует заметить, что учиться лететь на дельтапланах и парапланах можно в любое время года и в достаточно широком диапазоне температур.
Зима
Плюсы:
1. Нежарко.
2. Если зима снежная, то чисто, не запачкаешься, и иногда смягчает грубые посадки.
3. Холодный воздух более плотный и лучше "держит" летательный аппарат, а более тяжелым пилотам немного легче научиться стартовать.
4. Турбулентность ниже среднего, воздух более спокойный, динамический поток ровнее и стабильнее, чем весной и летом.
5. Меньше желающих учиться, следовательно, вам достанется больше внимания инструктора.
Минусы:
1. Бывает довольно холодно. Длительность времени нахождения в воздухе зависит от температуры.
2. При большом количестве снега или гололеде труднее перемещаться и отрабатывать наземные упражнения.
3. Подготовка к полету на морозе несколько затруднена.
4. Оборудование и экипировку нужно сушить после летного дня.
5. Короткий день (для особо активных учеников).
6. Моторные полеты проводить некомфортно (холодно).
Весна
Плюсы:
1. Температура воздуха достаточно комфортная для обучения.
2. Сезон еще не начался, поэтому, пройдя обучение весной, вы имеете все лето впереди, чтобы закрепить навыки, приобрести или доукомплектоваться оборудованием.
3. Мощные, хотя и не продолжительные (1-2 дня максимум) условия для полетов в динамических потоках (обычно утро и вечер).
Минусы:
1. Высокая термическая турбулентность, вследствие чего занятия часто приходится проводить утром и вечером (в средине дня выполняются только наземные упражнения)
2. Неустойчивость погоды, повышенное количество осадков и большое число дней с очень сильным ветром и сильной динамической турбулентностью.
3. В силу неустойчивости погоды обучение может потребовать больше дней.
Лето
Плюсы:
1. Если нежарко, то учиться достаточно комфортно. Лето есть лето!
2. Обучение проводится в погодных условиях, максимально приближенных к тем, которые вы будете считать идеальными после приобретения опыта парящих полетов. Следовательно, теория парящего полета во время летнего обучения воспринимается лучше.
3. Для моторных полетов лучшее время работы – это утро и вечер.
Минусы:
1. Бывает очень жарко.
2. Чаще, чем в другие времена, года встречаются штилевые условия, которые затрудняют старты и посадки. Иногда формируются микросмерчи, появление и передвижение которых нужно внимательно отслеживать перед стартом.
3. Часть лучшего времени сезона тратится на обучение.
4. Труднее и дольше приобретаются летательные аппараты и оборудование, поскольку и пилоты, и производители загружены по максимуму и, кроме того, часто бывают в отпусках.
Осень
Плюсы:
1. Температура воздуха наиболее комфортная для обучения.
2. Воздух самый мягкий и равномерный в сравнении со всеми остальными временами года. Минимальная термическая и динамическая турбулентность, отсутствие резких атмосферных фронтов и преимущественно не очень сильный ветер делают обучение и полеты осенью одними из самых безопасных занятий.
3. Иногда можно выгодно купить б/у летательный аппарат и прочее оборудование, поскольку перед зимой часть пилотов пытается быстрее их продать.
4. На моторах можно работать почти весь день.
Минусы:
1. Парящий сезон заканчивается, и в течение зимнего периода удовлетворительных погодных условий для полетов обычно меньше. Поэтому, если вы решите зимой совсем не летать, то возможно вам понадобится весной еще пару дней поработать с инструктором.
2. Обучение в мягких условиях не всегда дает начинающему пилоту полную картину о том, какой бывает воздух, и, как следствие, отработка экстремальных ситуаций при обучении менее наглядна.
Начиная свое обучение, рассчитывайте сразу на то, что вы потратите на занятие целый день и не планируйте в дни выезда на полеты больше никаких мероприятий.
Небольшая рекомендация для тех, кто все-таки не может потратить целый день на работу в поле ввиду сильной занятости, а может учиться только утром или вечером (днем, обычно не лучшее время): рассчитывайте на то, что обучение займет у вас больше времени, чем у других курсантов, поскольку одно практическое занятие предполагает не менее 4-х часов активной работы в поле.