Когда Вам хочется расправить крылья, не нужно себе в этом отказывать! Красиво парящей в небе яркий параплан притягивает взгляд. Для подвига нужно желание и еще немного.
Лестница в небо
Самый простой способ подняться в небо – полет в тандеме. В индивидуальном полете ваш энтузиазм не будет иметь никакого смысла без инструктора. Парапланерные клубы существуют в Краснодаре, Анапе, Майкопе, Новороссийске и Армавире . Проще всего зайти на парапланерный форум (на www.kuban.ru в разделе "хобби", тема "парапланеризм") и там попросить у знающих людей помощи в осуществлении своей мечты. Вот еще пара полезных ссылок: http://crocus.krasnodar.net/para/, http://www.parakub.by.ru/, http://www.termneft.ru/~dotsent/.
Оно вам надо?
Заниматься этим нужно всерьез, иначе ничего не получится. Полеты на параплане только кажутся легкими, на самом деле эйфорическое воспарение ввысь сопряжено с постоянными тренировками, выездами за город под прогноз, ночевками в палатках, подъемами в гору с двадцатикилограммовым грузом на плечах и… падениями. К сожалению, неприятной особенностью полетов на любом параплане является то, что он может сложиться в воздухе. Поэтому падения неизбежны. Парадоксально, но парапланеризм – самый безопасный вид авиационного спорта с наибольшим количеством травм. Переломы, ушибы, растяжения – одного случая достаточно, чтобы человек понял, будет он летать или нет.
В копеечку!
С покупкой параплана не торопитесь. В клубе, где вас будут учить летать, необязательно иметь свой Новороссийска , обычно предоставляется испытанный учебный аппарат клуба, а уже после обучения вам проще будет выбрать купол по умению и по душе. В начале занятий параплан также можно взять в аренду или купить в партнерстве с другом или коллегой.
Снаряжайся!
Если вы думаете, что с приобретением параплана ваши спортивно-финансовые потрясения закончатся – ошибаетесь! Для полетов необходимы еще как минимум шлем (при падении он позволяет снизить случаи смертельных повреждений головы), комбинезон (защищает от ветра в полете и от переохлаждения, так как температура воздуха падает на один градус каждые 100 м высоты), перчатки (чтобы не порезать руки о стропы), высокие ботинки (чтобы не подвернуть ногу) и очень темные противосолнечные очки. Зато во всем этом снаряжении вы будете смахивать на настоящего космонавта! Есть еще много парапланерных нюансов, на которые желательно потратиться. Пригодится мобильный телефон, чтобы информировать друзей о ситуации в полете и о том, где вас подобрать, когда приземлитесь.
В начале мая мастера свободного полета расправили свои крылья и провели первый в истории края "Открытый кубок Кубани по парапланерному спорту-2004"
Парапланеризм на Кубани наконец-то достиг в своей эволюции того уровня, когда появилась необходимость себя показать и других посмотреть. Парапланеры собрались в полях хутора Бабиче-Кореновский. Соревнования длились целых три дня с участием только опытных летчиков, а их в нашем крае оказалось не так много. Всего в соревнованиях приняли участие 17 спортсменов из Майкопа, Краснодара и бухты Инал . Каждый участник должен был пролететь заданный маршрут за минимальное время. В результате звание "Чемпиона Кубани" завоевал Анатолий Назаров из Майкопа, а второе и третье места заняли краснодарцы Белевич Алексей и Недолужко Анатолий. Побороться на самом деле было за что. Парапланеризм – удовольствие не дешевое, поэтому призы – лишняя подвесная система (320 евро) или запасной парашют (280 евро) – никому не будут лишними. Всем остальным участникам достались другие полезные для парапланериста вещи от болгарской фирмы "AVAsport"
Места надо знать!
В свободное от соревнований время парапланеристы совершают воздушные рейды в разных уголках Кавказа. Ближайшие к Краснодару летные места в ст. Воронежской и ст. Ладожской. Когда дуют южные ветра, они совершают полеты вдоль побережья Анапы, и Таманского полуострова (ст. Голубицкая, склоны между пос. Веселовка и Волна). Осенью и весной атакуют гору Шизе под Абинском, а на майские праздники есть традиция выбираться в Пятигорск на гору Юца, которая уже давно приобрела всероссийскую славу. Полеты круглый год возле хутора Бабиче-Кореновский стали возможны благодаря уникальной лебедке и подготовленной буксировочной команде. Обитают парапланеристы и в Новороссийске (на Шесхарисе), Абрау-Дюрсо, Кабардинке, Красной Поляне (прокат на тандемах), в Армавире и Майкопе.
На западе уже прошел пик популярности параглайдинга, когда хотели летать все, кому не лень просто потому, что это модно. В нынешней России эта история повторяется.
Парапланеризм – один из самых молодых видов спорта, зародившийся 20 лет назад в Европе. В 80-е годы исследования новых типов акробатических парашютов привели к появлению параплана, который сделан в виде крыла и позволяет пилоту планировать в воздухе часами, пролетая десятки, а то и сотни километров. У этого аппарата легкой авиации потрясающие способности: можно подняться на высоту около 5 километров и пролететь более 300 км со скоростью 50 км/час.
Самая демократичная авиация
Параплан самое легкое во всех отношениях и самое простое крыло, способное дать вам новое неописуемое чувство парения над землей и ощутить неземной кайф. Этот летательный аппарат с ценой подержанного автомобиля помещается в рюкзаке, который можно взять с собой в любую точку земного шара. Раскладка параплана занимает около 5 минут. Для взлета и посадки на параплане вполне достаточно пространства 10 на 10 метров. Поднимают параплан за верхние ряды строп. При определенной тренировке сделать это совсем несложно, нужны всего лишь небольшое возвышение и несильный ветер. Когда есть ветер, параплан надувается и взмывает вверх, а когда ветра нет – приходится бежать.
Полет круглый год!
При наличии “улетной” погоды летать на параплане можно в любое время года. Настоящий пилот, выходя из дома на улицу, прежде всего, посмотрит в небо – на облака, птиц, деревья. В день полетов не должно быть дождя, а ветер не должен превышать 8 м/с. Кстати, в снег летать можно! Прогноз, которому больше всего доверяют все летуны, ищите на так называемом "фобосе" по адресу: http://www.gismeteo.ru.
А там летать нельзя!
Никогда нельзя летать в окрестностях аэродромов: есть вероятность столкнуться с самолетом. Нужно подальше держаться от линий электропередач. Нежелательно залетать и в облака, так как там плохая видимость, а потерять ориентацию в воздухе очень легко.
Перелетное племя
Пленники пусть сверхлегкой, но авиации, как и все летчики, не употребляют слово "последний", вместо него говорят "крайний". Больные "вирусом" парапланеризма – настоящие фанаты, они готовы тратить на свое увлечение все выходные и думают о полетах постоянно. Даже, когда смотрят кино и вдруг замечают в кадре гору, сюжет фильма стирается из памяти безвозвратно и только одна мысль атакует искушенного человека: "А хорошо бы было полетать с этой горы!" Среди рабочего дня может раздаться телефонный звонок друга-пилота: "Саня, смотри какая кучевка! Вот бы сегодня полетать!". Романтик живет в каждом из них. Они ищут в облаках сходство с животными и предметами (вон курочка поплыла, а вон лыжник приготовился к старту) и читают писателей-летчиков Р. Баха и Сент-Экзюпери. Культовая книга – Р.Бах "Чайка по имени Джонатан Ливингстон".
Птицу видно по полету
Существует три класса парапланов. Наиболее прост и безопасен первый класс "standart", он идеален для новичка. Как раз из дисциплинированных "чайничков" и вырастают корифеи полетов на крыле, когда уже можно приобретать параплан класса "performance", который сложнее в управлении и используются пилотами, летающими регулярно. Третий класс "competition" предназначен для профи, спортсменов и просто любителей летать быстро. Складываются любые парапланы независимо от класса.
Поэтичный и опасный танец крыла в воздухе…
Можно летать на параплане, а можно заниматься парапланеризмом – это две большие разницы. В последнем случае приходится больше ездить по краю. Конечно, экстремальных ситуаций в воздухе хватает, но полеты на параплане – это больше наслаждение природой, чем погоня за адреналином. При подъеме, действительно, захватывает дух и эндорфины – гормоны счастья – устраивают настоящий праздник души! С высоты птичьего полета открываются такие красоты, что и в самом прекрасном сне не увидишь! Сплошные долины грез и плоскогорья сновидений! Сверху земля выглядит нарезанной квадратиками, а все земные заботы кажутся мелкими и ничтожными.
Анатомия параплана
Параплан представляет собой купол, своего рода надувное крыло площадью 20-30 кв. м. Множество строп соединяют купол с сидением пилота, которое именуется подвесной системой или "подвеской". Дополнительные стропы присоединены к левой и правой частям параплана и заканчиваются двумя петлями управления – “клевантами”. Тянешь левую петлю – поворачиваешь налево, правую – направо. Натягиваешь обе стропы – замедляешь полет или тормозишь для более мягкой посадки. К подвесной системе крепится или встраивается "запаска" – спасательный парашют, который в случае опасности можно открыть на высоте не менее 50 метров над землей. Все это весит примерно 12-15 килограммов и умещается в специальный рюкзак.
Автор: Марина Скалозуб, фото : Александр Маленков, Александр Угнивенко.
Статья была опубликована в журнале "НА ЮГЕ ВЫХОДНОЙ", № 10, июль 2004.