Внизу, в сотне метров, прямо под ногами раскинулось море. Бескрайняя гладь сливается с голубым простором над головой. Ветер все настойчивее треплет твою одежду. Ты провожаешь глазами пролетающих вдоль обрыва чаек, а потом, сделав вдох полной грудью, шагаешь вперед... и летишь, летишь вслед за птицами вперед и вверх, навстречу небу!
Достижения
Рекордная высота полета на параплане – 6150 м
Дальность перелета – 400 км
Скорость – более 50 км/ч
Утро. Солнце уже встало. Ты стоишь на краю обрыва и дышишь ветром, который наполняет тебя безумной радостью, пьянит и манит за собой.
Внизу, в сотне метров, прямо под ногами раскинулось море. Бескрайняя гладь сливается с голубым простором над головой. Ветер все настойчивее треплет твою одежду. Ты провожаешь глазами пролетающих вдоль обрыва чаек, а потом, сделав вдох полной грудью, шагаешь вперед… и летишь, летишь вслед за птицами вперед и вверх, навстречу небу!
Крылатая история
Раньше человек летал только во сне. Потом он "оседлал" стальную птицу, которая вскоре стала восприниматься как обычный вид транспорта, и начал прыгать с парашютом. В самолете человек не испытывал ощущения полета, а парашютист находился в
воздухе всего лишь несколько секунд, и риторический вопрос "Отчего люди не летают, как птицы?" продолжал смущать умы человечества. С появлением параплана люди практически уравняли свои возможности с пернатыми.
Параплан многие путают с парашютом – на первый взгляд, у них много общего. Название спорта произошло от слияния двух слов: "парашют" и "планировать", то есть "парапланеризм" – значит "лететь вперед, постепенно снижая высоту". "Отцом" современного крыла был планирующий парашют, или парашют-крыло, запатентованный американцами сорок лет назад. Именно на таком "крыле" в 70-х годах прошлого века французские спортсмены совершили первый полет с альпийских горных склонов. Практически одновременно с ними советские спортсмены-парашютисты "взлетели" с земли в районе Военно-Грузинской дороги.
Первый парашют-крыло легко пропускал воздух, планировал плохо и летел в основном вниз. Но именно он открыл новые возможности в воздухоплавании и дал толчок конструкторской мысли.
Краснодарский пилот Александр Бедняков вспоминает, как пятнадцать лет назад совершил свой первый полет:
– Мои друзья-парапланеристы пригласили меня на Юцу, гору в Ставропольском крае. Именно там я первый раз спланировал на самодельном параплане, сшитом из двух парашютов. В нем даже были специальные спицы, благодаря которым купол наполнялся воздухом. Этот шедевр был разработан нашим старейшим пилотом Борисом Луканиным. Уже после первого полета я "загорелся" и купил отечественный параплан "Параспорт" – сложный в управлении и опасный купол, по летным качествам не сравнимый с тем, на чем мы летаем сегодня.
Что к чему
Параплан – это сплав высоких технологий и сложных инженерных расчетов. Он состоит из крыла, набора строп и подвесной системы. К элементам дополнительной комплектации относят шлем, запасной парашют, приборное оборудование и радиостанцию. Крыло – это купол в форме эллипса из легкой и прочной синтетической ткани, которая не промокает, не продувается и не растягивается. Площадь купола параплана обычно составляет 20–30 м2. Подвеска (удобное кресло, в котором находится пилот во время полета) соединена с крылом кевларовыми стропами. Каждая из них при толщине всего лишь 1,5 мм выдерживает нагрузку более 100 кг. В сложенном состоянии весь комплект снаряжения выглядит, как громоздкий туристический рюкзак.
С появлением новых материалов стало возможным планирование без значительной потери высоты. Для примера: раньше парапланы могли пролететь вперед 4–5 м, потеряв при этом 1 м высоты, а современные крылья уже перешагнули 10-метровый рубеж и продолжают лететь дальше. Этот прирост дал возможность парить в небе наравне с орлами, набирать высоту в восходящих воздушных потоках и проводить в воздухе не просто минуты, а часы.
Небо для всех
Среди современных экстремальных видов спорта парапланеризм занимает особое место. Парящий в небе человек – зрелище для наблюдателя захватывающее и редкое. Сами парапланеристы – люди разных возрастов, среди них нет суператлетов, наличие профессии пилота не имеет значения. Ведь в небо тянет с одинаковой силой и "физиков", и "лириков".
Кроме того, из всех известных летательных аппаратов параплан самый доступный: начальная цена необходимого комплекта – от 1500 долларов. А научиться летать на параплане гораздо проще, чем сдать на права в автошколе: неделя тренировок под чутким контролем профессионала – и вы готовый пилот.
Что тянет людей в небо? На этот вопрос затрудняются ответить даже опытные спортсмены. Параплан становится частью жизни. Полет – это чувство свободы, эйфория и всплеск адреналина. И если во многих видах спорта важно ощущение команды, как в горном туризме например, то в парапланеризме главное – сам пилот, крыло и небо над головой, полная гармония человека с окружающим пространством.
Первый взмах
Параплан – не велосипед, упав с которого можно отделаться синяками и разбитыми коленками. Здесь возможны травмы. Поэтому новичку-пилоту понадобится опытный инструктор. Он расскажет об основных законах аэродинамики, о воздушных потоках и обо всем, что необходимо знать будущему парапланеристу, научит укрощать купол на земле и проконтролирует первые полеты. "Крылатых" людей в Краснодаре более пятидесяти, многие из них пять лет назад объединились в клуб "Эльфы". Правда, среди них мало кто может похвастаться наличием сертификата. Это связано с тем, что парапланеризм в нашей стране – относительно новый вид спорта и единая инструкторская школа еще в процессе создания. Зато есть большой опыт полетов и обучения. С бывалыми пилотами можно проконсультироваться и при покупке параплана.
И вообще, отрываться от земли лучше всего в компании профессионалов. Они откроют вам небо, а вы по-новому откроете себя.
Летные места
Наш край – на зависть всем жителям России и ближнего зарубежья – отличается огромным разнообразием мест для полетов. У нас есть и небольшие склоны в расположенных неподалеку от Краснодара станицах Воронежской, Ладожской и горы – от невысоких (гора Шизе) до серьезных (районы Лаго-Наки и Красной Поляны). На побережье летают вдоль пляжа над песчаными дюнами (район станицы Благовещенской), периодически отходя от склона и паря над морской водой. В соседнем с нами Ставропольском крае находится Мекка пара-дельтапланеристов – гора Юца. Здесь проводятся этапы Кубка России по пара- и дельтапланеризму, и каждый увлеченный пилот хоть раз в своей полетной карьере поднимался в воздух с этой горы.
Летать на параплане можно и на равнинной местности. Здесь для взлета используют лебедку особой
конструкции. С ее помощью параплан "затягивают" на высоту 400 м. После отцепки лебедки пилоты улетают на маршрутные полеты, протяженность которых при удачной погоде может составлять более 100 км.
В нашем крае летают круглый год, но зимой реже из-за сильных ветров и осадков. Поэтому летным сезоном считаются весна, лето и осень.
Унесенные ветром
Парапланеристы всегда держат "нос по ветру". Это и не удивительно, ведь без ветра крыло не взлетит. С другой стороны, тот же самый ветер со скоростью свыше 10 м/с способен смять купол вместе с пилотом. Поэтому ближе к выходным парапланеристы тщательно изучают прогноз погоды и в зависимости от направления и скорости ветра выбирают место полета. Но синоптики частенько ошибаются, и приходится на месте "укрощать" ветер. Для этого у "крылатых" есть несколько проверенных способов. Например, в штиль парапланеристы свистят со склона, приманивая порывы ветра. Если этот маневр не помогает, ребята начинают сворачивать парапланы. Обычно на этом этапе ветер не выдерживает и раздувается. Но даже если удалось обмануть стихию, успех необходимо закрепить вечерним тостом "за хозяйку горы", которая в благодарность за внимание обязательно обеспечит летную погоду. И тогда на следующий день пестрые крылья уж точно оторвутся от склона и будут кружить над ним среди удивленных птиц.
Парасловарь
Акробатика – фигуры высшего пилотажа.
Акселератор – планка на стропах, прикрепленная к параплану; своеобразная "педаль газа" – с ее помощью пилот ногами регулирует скорость полета.
Вариометр и GPS – приборы, которые следят за высотой и местонахождением пилота.
Клеванты – две тряпичные ручки, к которым подходят стропы управления. Чтобы повернуть налево, пилот затягивает левую ручку, направо, соответственно, правую. А чтобы уменьшить скорость движения купола, затягивают обе клеванты. С помощью строп управления опытный пилот маневрирует в потоках и может находиться в воздухе несколько часов.
Термик – восходящий воздушный поток, поднимающийся над прогретой солнцем землей.
Крутить термик – маневрировать в термическом потоке, набирая высоту.
Динамик – восходящий поток перед горными склонами.
Ротор – опасный для пилота нисходящий поток.
Колдун – конус из ткани на шесте, показывающий направление ветра.
Текст: Елена Власова, Марина Пигель
Статья была опубликована в журнале "Небо Кубани", №3(11), июнь-июль 2005.