Парашютом в небо

Говорят, что настоящий скайдайвер – это человек-загадка. Он постоянно смотрит в небо, говорит "крайний" вместо "последний", укладывает простыню на манер парашюта, слабо представляет, что происходит в городе по выходным за пределами аэродрома, куда едет даже в ветреные и дождливые дни, чтобы ждать там погоду.

Понять скайдайвера легко, для этого нужно сделать всего один шаг – из самолета на высоте 4000 метров и с парашютом за спиной.

Сделать это можно в одном месте – дропзоне, что в переводе с парашютного означает "место для прыжков", или по-простому "аэродром". С ранней весны и до поздней осени здесь учатся прыгать, прыгают и учат прыгать других.

Cемейство дубовых

Прыгнуть в первый раз можно двумя путями: самому (прыжок с принудительным раскрытием парашюта) или с инструктором (прыжок с парашютом "тандем").
   
Первый вариант – для сильных телом и духом. После подробного инструктажа на "перворазника" навьючивается парашют Д6 (в народе "дуб"), запасной парашют и шлем. Амуниция весом 23 килограмма вместе с весом тела героически "выпадает" или выталкивается из самолета на высоте 800 метров. Судорожно дергать за кольцо при этом не нужно – вытяжной фал парашюта, зацепленный в самолете, натягивается, стягивает чехол с купола, и парашют раскрывается сам. Осталось только разблокировать страхующий прибор на запасном парашюте и следующие три минуты любоваться панорамой. Управление "дубом" совершенно условное – чуть влево, чуть вправо, разворот. При встрече с землей следует торжественное приземление с кувырком, засовывание купола в сумку, водружение его себе на спину и приятная прогулка обратно к месту взлета. Как говорится, "три минуты орел, остальные – лошадь". 
   

Парашютом в небо

В этом смысле второй вариант – тандем – более гуманный. На любителя острых ощущений надевается пассажирская подвесная система, а на инструктора – рассчитанный на двоих парашют "крыло". Процесс подготовки к прыжку продолжается от 5 до 15 минут, а прыгают сразу с 4000 метров. На этой высоте люди чувствуют то, ради чего, собственно, они этим и занимаются – свободное падение. Длится оно около минуты, а потом 7–10 минут неспешного парашютирования вниз. Под ногами разворачивается настоящая топографическая карта: аэродром, речка, серая полоска трассы, квадратики домов и зеленые точки одиноких деревьев. Виси – любуйся, благо всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет инструктор. Да еще и приземляется он рядом с местом взлета, так что тащить на себе ничего не надо.

Инструктаж высокого полета
  
В обязанности инструктора по прыжкам входит объяснение непонятного, демонстрация наглядного и ответ на любые вопросы.  Парашютный спорт – один из немногих, где интересующих вопросов много, но три задаются с завидной регулярностью.

Первое место: "А что если парашют не раскроется?"

Второе место: "А что если запасной парашют не раскроется?"

Хотя по-хорошему он и не должен раскрыться. Если запаска осталась нетронутой, значит, ее правильно разблокировали и полет проходит нормально. По статистике, приблизительно 25% прыгающих забывают про запаску, так что правильнее спросить: "А что если запасной парашют раскроется?" В таком случае лучше успокоиться, попрощаться со 100 рублями (такую сумму взимают за неразблокированный запасной парашют) и сложить ноги вместе. Тогда парашют, наполняясь, не пройдет между ног, и не придется, запутавшись в стропах, приземляться на четвереньки. Лететь на двух

Парашютом в небо

парашютах не опасно, просто неудобно.

Третье место занимает вопрос: "А это не страшно?"

Удивительно, но, по статистике, первый раз прыгать как раз не страшно. Организм еще не знает, что его ждет, и разрешает "выкидывать" себя в открытое пространство. Решиться на второй прыжок можно под воздействием эйфории первого раза, а вот следующие "прыги" проходят, как правило, совместно с коленкой инструктора, нежно выпихивающего "героя" в свободный полет. Кто преодолел этот страх, тот летает дальше.

И наконец, на четвертом месте вопрос: "А сколько это стоит?"

Прыжок на круглом куполе обойдется "перворазнику" около 1000 рублей, в то время как тандем – не меньше 3000 рублей. Тем, кто все попробовал и решил стать настоящим скайдайвером, придется пройти курс обучения, то есть заплатить порядка $1000.

Взлеты падения

Лететь – это парить в небе, хотя по сути – падать с высоты 4000 метров скоростью 50 метров в секунду. Кто хочет испытать ощущение свободного падения без тандем-инструктора, может пройти курс подготовки спортсменов-парашютистов. На выбор – любая из двух программ.
   
Самая распространенная программа подготовки на круглых куполах, которая применялась в течение последних 20 лет, выглядит примерно так: студент начинает прыгать с тем же круглым парашютом, на ручное раскрытие, и в процессе обучения постепенно переходит на парашют типа "кр

Парашютом в небо

ыло". За время обучения он учится не выпадать из самолета, а отделяться, самостоятельно открывать парашют и стабильно падать с задержками 3–5–10–15–30 секунд. Дальше – только маневры, повороты и сальто в свободном падении.

Для самых нетерпеливых есть ускоренная программа АФФ (AFF – Аccelerated Freefall, или "ускоренное обучение в свободном падении"). Здесь вместо прыжка с 800 метров студента сразу поднимают на 4000, правда, не одного, а с двумя инструкторами, которые контролируют и помогают обучаться в свободном падении. На сегодняшний день это самая эффективная и безопасная программа обучения. Только вот для нее требуется специальный "студенческий" парашют, оборудованный для АФФ, а такие системы есть лишь в немногих клубах.

– Сколько же прыжков нужно сделать, чтобы закончить обучение?

– Для каждого человека это индивидуально,– говорит начальник парашютной службы Игорь Матвеев.– Любая программа обучения предусматривает только минимальное количество прыжков, а уж дальше все будет зависеть только от способностей студента. Если у него что-то не получится, придется повторять прыжок до тех пор, пока он не выполнит задание.

Когда все испытания пройдены и в кармане первая лицензия, отныне ты скайдайвер. Теперь жизнь измеряется в прыжках, простыня складывается по-особому, а глаза смотрят на небо все чаще. В основном через просветы.

Иван Власовец

(воздушный оператор): – Чтобы работать оператором, нужно иметь опыт в прыжках, чтобы быть подготовленным в некоторых моментах. Я занимаюсь парашютным спортом с семнадцати лет, из них снимаю только последние три. Отличить оператора от остальных спортсменов можно по "крыльям" – брезентовым перепонкам на костюме. С их помощью регулируется скорость падения: увеличивая площадь тела за счет "крыльев", оператор летит медленнее, уменьшая – быстрее, таким образом, добиваясь разного ракурса съемки.

Групповая акробатика – одна из самых распространенных дисциплин парашютного спорта. С начала 70-х годов маленькие, а потом все большие группы людей стали строить различные фигуры в свободном падении, подлетая друг к другу в воздухе и беря друг друга за ноги и за руки. Постепенно фигуры становились сложнее, увеличились высота прыжка и время свободного падения, но до сих пор прежде чем сделать фигуру в небе, она тщательно отрабатывается на земле.

Текст: Анна Корнева
Фото:
Наталья Трофимова, Олег Бабушкин
Статья была опубликована в журнале "Небо Кубани", №9 (23), октябрь 2006.






Вступай в клуб 5туристов.ру
узнавай самые свежие новости, получай спецпредложения только для членов клуба
{{error}}