В одной из кубанских станиц сохранилась легенда, согласно которой в давние времена Иван Купала избавил людей и все живое от нечистой силы. Когда закончилось сражение, он искупался в реке, а вся природа радовалась и его победе ликовала. Даже солнце заиграло, переливаясь разными цветами.
Вещей ночью
Ночь накануне Ивана Купалы считалась временем наибольшего противостояния добрых и злых сил. Последние для обычного человека были в это время особенно опасны, однако у наиболее смелых и любящих риск казаков появлялась возможность стать обладателем магического цветка папоротника, расцветавшего в лесу в полночь. По представлениям казаков, хозяин этого
Но только мало кому удавалось заполучить этот цветок. Во время его цветения нечисть особенно старалась во что бы то ни стало помешать смельчаку. Она поднимала такой вой и визг, что отчаянные в обычной жизни "сорвиголовы" чаще всего не выдерживали испытания и в ужасе убегали, а иногда и вовсе сходили с ума или пропадали без вести. Для преодоления страха отважившийся на такой подвиг казак должен был соблюдать некоторые обязательные правила. Например, на поиски цветка нужно было отправляться ближе к полуночи. По пути запрещалось оборачиваться и разговаривать с кем бы то ни было. Придя на место, нужно было ножом очертить вокруг себя круг.
В кубанских станицах по сей день сохранилось немало быличек о том, что даже завладевшему цветком казаку долго еще приходилось скрываться от нечистой силы, хитростью или за деньги возвращавшей цветок. Зато о тех удачливых смельчаках, которым цветок сохранить удавалось, станичники с завистью говорили: "Это мужчина очень знатный стал и богатый". Порой относились к таким казакам с настороженностью, поскольку считали, что обладатель цветка мог стать колдуном. А те, кому дороже была спокойная жизнь, накануне Ивана Купалы просто отправлялись в поле или же в лес на сбор лекарственных трав. Кубанцы верили, что целебные свойства растений в это время усиливались, потому что "Иван обмывал их".
Рассказы стариков и свидетелей ночных приключений лихих молодцев уходили в область преданий, и наступало время приготовлений к празднеству, главное участие в котором принимала молодежь и подростки. Первым делом казаки освящали воду в реке. С этого момента разрешалось купание – вплоть до праздника Святого Ильи (2 августа). Во многих станицах долгое время сохранялся обычай обливаться водой, а в ст.
Ключевой момент праздника наступал ближе к вечеру. Незамужние казачки собирались вместе, разводили костер и устанавливали возле него заранее подготовленную ветку вербы или облепихи ("дерезы"). Эта ритуальная ветка в разных станицах называлась по-разному: "калиница", "калиноня", "Марына", а иногда и "Купала" (ст. Петровская). Ее украшали живыми цветами, конфетами, яблоками, игрушками и венками. В ожидании парней девушки пели и водили хоровод вокруг ветки. Когда приходили парни, начиналась шуточная песенная беседа. Затем парни по очереди "сигали" через костер и старались отобрать "Купалу" у девушек. Участники гуляний при этом кричали: "Иван Купала! / Девка в воду упала, / На Пэтра хлеб пекла, / На Ивана выбирала". Отобрав ветку, бросали ее в реку. Иногда это "деревце" украшали снова, и все вместе с песнями несли его к реке и пускали затем по течению. Часто
Праздник Ивана Купала (24 июня по старому стилю, 7 июля по новому) приходится на день летнего солнцестояния и самую короткую ночь в году. В православной традиции полное название праздника – Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя). Свое название – Купала – праздник получил от припевки древней обрядовой песни. Со временем в народе значение этого слова стало объясняться традицией обливания в этот день водой и вообще началом купального сезона.
Текст: Степан Крылов
Фото: Владимир Гарферт, Дмитрий Нащанский
Благодарим Государственный ансамбль песни и пляски "Казачья вольница" за предоставленные фотографии и Фольклорный ансамбль "Казачья песня" (г. Белореченск) за помощь в организации фотосъемки.
Статья была опубликована в журнале "Небо Кубани", №6(20), июль 2006.