История возникновения парашютного спорта

Парашют – от французского parachute (греч. para – “против” и фран. chute – “падать”) – устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Его используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др.

Считается, что впервые идея создания парашюта пришла итальянцу Леонардо да Винчи. В его рукописи 1495 года можно найти следующий текст: “Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности”. Это первое упоминание о безопасном спуске с высоты. В начале XVII века другой итальянский ученый – Фауст Веранчино – описал аппарат для опускания человека, похожий на изобретение Леонардо да Винчи, и указал, что величина паруса зависит от тяжести человека. Впервые воспользовался подобной конструкцией француз Лавен в 20-х годах XVII века. Будучи заключен в крепость, он решил бежать. Он сшил из простынь шатер и прикрепил к его низу пластины из китового уса и веревки. Держась за сведенные вместе веревки, Лавен прыгнул со стены крепости в протекавшую внизу реку и благополучно приводнился.

В 1777 году еще один француз Жан Думье был приговорен к смертной казни и должен был испытать летающий плащ профессора Фонтанжа. В случае удачи ему обещали даровать жизнь. Он выполнил прыжок с крыши тюремной башни и остался жив.

Практическое применение парашютов началось при освоении полетов на воздушных шарах. В декабре 1783 года Ленорман прыгнул с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении. Недостатком парашютов тех времен было постоянное раскачивание купола при снижении. Эту проблему удалось решить англичанам. В 1834 году Коккинг создал парашют в виде опрокинутого конуса, но при испытаниях этой системы 27 сентября того же года, каркас купола не выдержал нагрузки и сложился. Коккинг погиб. Другой ученый – Лаланд –предложил делать отверстие для выхода воздуха из-под купола в традиционных парашютных системах. Этот принцип применяется во многих системах парашютов и в наши дни.

В ХХ веке стала бурно развиваться авиация. Потребовались парашюты для спасения летчиков. Парашюты прежней конструкции были громоздки и не могли применяться в авиации. Специальный парашют для летчиков создал русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников. В 1911 году он зарегистрировал свое изобретение – ранцевый парашют свободного действия. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток после того, как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

После революции Котельников продолжил работу над парашютами уже для советской авиации. Впервые в СССР применил спасательный парашют летчик-испытатель М.М.Громов. Это произошло 23 июня 1927 года на Ходынском аэродроме. Он преднамеренно ввел машину в штопор, выйти из штопора не смог и на высоте 600 м покинул самолет. Известно, что использовался парашют американской фирмы, изготовленный из чистого шелка. Тогда всем летчикам, спасшимся при помощи парашютов этой фирмы, вручался отличительный знак – маленькая золотая фигурка тутового шелкопряда. В этом же году парашюты спасли жизнь еще двум летчикам-испытателям – В. Писаренко и Б. Бухгольцу. Вскоре в авиации появилась специальная служба по обеспечению спасения летчиков в полете. Ее организатором стал Л.Г.Минов. А 26 июля 1930 года группа военных летчиков под руководством Минова впервые выполнила прыжки с многоместного самолета. Этот день считается началом массового развития парашютизма в Советском Союзе.

Первым человеком, совершившим прыжок с парашютом, был Андре-Жак Гарнерин. Это произошло 22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже. Гарнерин прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов.

Первый прыжок с парашютом из самолета совершил капитан Альберт Берри в штате Монтанна. 1 марта 1912 года он выпрыгнул из самолета с высоты 1500 футов. Пролетев 400 футов в свободном падении, Берри раскрыл парашют и удачно приземлился на плацу своей части.

Первой женщиной, совершившей прыжок с парашютом, была миссис Джоржия Томпсон из Хендерсона в Северной Каролине. В возрасте 15 лет, уже будучи женой и матерью, она присоединилась в 1908 году к группе парашютистов и через пять лет, 21 июня 1913 года, совершила свой первый прыжок над Лос-Анджелесом.

Прыжки на точность приземления – одна из двух основных дисциплин классического парашютизма. Задача в прыжках на точность состоит в поражении мишени размером в 3 см.

Раньше при круглых куполах, мишень была кругом 100 метров в диаметре и отклонение в 80 метров было достаточно неплохим результатом. С совершенствованием техники мишень уменьшалась в размерах. После появления щелевого купола УТ-15 мишень стала размером 10 см, а после выхода куполов “планирующая оболочка” мишень приняла размеры, оставшиеся до последнего времени. В настоящий момент, для победы на соревнованиях необходимо показать серию результатов с отклонением в 0 сантиметров.

Чемпионаты мира по парашютному спорту стали проводиться с 1951 года. В 1982 году в парашютной комиссии было уже около 60 стран.

Соревнования по парашютному спорту организуются в следующих категориях: на точность приземления, затяжные, индивидуальная акробатика (с выполнением комплекса акробатических фигур), групповая акробатика и купольная акробатика.






Вступай в клуб 5туристов.ру
узнавай самые свежие новости, получай спецпредложения только для членов клуба
{{error}}