Пожалуй, джипинг имеет право именоваться самым мужественным из всех видов спорта, прочно опирающихся на четыре колеса. Во-первых, потому, что каждое из этих колес способно на крутом косогоре или в яме моментально сорвать машину с мертвой точки. Во-вторых, трофи-рейды – это полноценное испытание характера и нервов, организма, в котором техника и человек сливаются воедино.
Откуда грязь летит
Пока Россия наперевес с девизом "Быстрее, выше, сильнее!" вкушала прелести цивилизованного спорта Олимпиады-80, люди, далекие от тотального бездорожья и легендарных британских Ленд Роверов, ковали первые законы джипинга. В это время впервые три немецких экипажа за 12 дней проложили 1600-километровый маршрут по джунглям Трансамазонии. Отважные ребята тем самым продемонстрировали не столько отличные вездеходные качества внедорожников из Германии, сколько гораздо более важное свое умение выживать в непроходимых тропических лесах, доверять только штурману и своему полному приводу с раздаточной коробкой. Обилие рек и ручьев, густая растительность и сложный рельеф сразу же стали золотыми столпами любого трофи-рейда и джиперского соревнования. С легкой руки и нелегкого пути немецких джиперов это стопроцентно мужское увлечение начало свое упорное движение по самым непроходимым уголкам развитых стран. Принципиальное отличие самого "грязного" из всех технических видов спорта состоит в том, что отдельные экипажи не тянут одеяло на себя (как происходит, к примеру, в ралли). У джиперов в крови вместе с изрядным количеством бензина и дизеля живет чувство братской сплоченности, некий приключенческий дух. Поэтому удовольствие от процесса преодоления препятствий эти мужественные люди ставят много выше, чем конечный результат. Это не совсем спорт, это приключение, авантюра, и в тоже самое время взаимовыручка и поддержка. Ведь если сегодня ты не выдернешь из западни впереди идущий "засевший" экипаж, то завтра никто тебе не поможет в похожей ситуации.
Исконно русский спорт
В России с ее направлениями вместо дорог джипинг просто не мог не прижиться. В колхозах и совхозах он существовал вообще всегда, просто назывался по-другому. К примеру, "дорога на работу". Первое же официальное состязание на внедорожниках прошло в 1993 году в песчаном карьере под Звенигородом (хотя собственно трофи Российская автомобильная федерация признала лишь в 2003 году). В двух столицах в скором времени были основаны два клуба "проходимцев": московский "4х4 Club" и питерский "Off-road & 4x4 Club", а через несколько лет внедорожная эпидемия распространилась по многим регионам страны.
Развиваться подобным клубам и состязаниям в Краснодарском крае, кажется, сам Бог велел. У нас есть непролазные леса, горные реки, сами горы, превосходные поляны и прочие милые сердцу любого джипера препятствия, созданные природой. По примеру организованного в 2003 году в Сочи внедорожного клуба "Медведь", активность в этом направлении начали проявлять и многие другие города края. Конечно, изначально каждое объединение создавалось по далеким от спорта причинам. Зачастую, это было просто дорогое хобби,
объединявшее любителей порыбачить или пожарить шашлык подальше от благ цивилизации. Но после утверждения РАФ такого спорта как "трофи", клубы стали формировать команды для соревнований. Соответственно, подобные мероприятия стали делом частым, и у членов краевых клубов появился здоровый спортивный интерес. И, разумеется, желание побеждать.
"Маркхотский хребет 2007"
Именно такое название нес проходивший 15 и 16 сентября четвертый этап кубка Юга России по трофи-рейдам. Поселок Ахонка, что под Новороссийском, принял 79 (!) экипажей из всей городов и районов края, а также Ростовской области, Ставрополья и Москвы. Честь Златоглавой защищал всего один автомобиль.
Подтверждением того, что пока джипинг носит статус хобби, может служить и тот факт, что большинство покорителей Маркхотсткого хребта приехали на неподготовленных или частично доработанных для подобных соревнований автомобилях. Понятно, что возможности серийных машин весьма ограничены, поэтому в мире, далеком от гладкого асфальта и визга шин в поворотах, слово "тюнинг" на деле применяется не реже, чем в гаражах уличных гонщиков. В классе ТР-1 (стандарт) боролись машины в заводской комплектации с незначительными изменениями. Более "продвинутый" ТР-2 (турист) позволял увеличивать подвеску, монтировать шины диаметром до 36 дюймов и даже устанавливать иные моторы. В монстрах ТР-3 (спорт) уже с трудом угадывались очертания прародителя. Все "лишнее" железо в этом случае удаляется безжалостно, а для защиты от "ушей" (см. словарь джипера) водителя и штурмана со всех сторон оберегает каркас безопасности. Выглядит "спортсмен" просто шокирующе. Страшно даже представить, сколько
адреналина выбрасывается в кровь пилота такого болида, ведь на 90-километровом рубеже трассы встречались не только топи и отвесные стены, но и раллийные прямые. На последних участники "давят в пол" и развивают порядка 100 км/ч.
Самыми популярными автомобилями среди любителей стали "Нивы" и многочисленные УАЗы. При относительной дешевизне, эти аппараты обладают всем необходимым для постройки на их базе куда более серьезных вездеходов. К тому же, высокая ремонтопригодность этих машин не раз сыграла их владельцам добрую службу: вечером первого дня в Ахонке многие экипажи только тем и занимались, что "зализывали" раны вездеходов, полученные во время покорения спецучастков.
Конечно, за полсотни тысяч долларов можно заказать неплохой готовый вариант, но это, во-первых, дорого. А во-вторых, сборка и доведение автомобиля до трофи-рейдового совершенства должно проходить при чутком участии владельца самого транспортного средства. В установку лебедок, кунгурятников, колес и повышение подвески джипер вкладывает душу. Иначе нельзя, ведь он имеет дело с одним из самых верных своих друзей.
В итоге двухдневных внедорожных баталий первое место среди "стандартов" завоевал экипаж №85 (пилот Сарана Андрей и штурман Дигуров Руслан). В классе "туризм" лучшее время показал экипаж №12 (пилот Щеренко Александр и штурман Херуимов Иван). В самом эффектном и зрелищном классе "Спорт" гран-при в "Маркхотском хребте 2007" взял чемпионский сочинский экипаж (водитель Бедросян Юрий и штурман Зинченко Андрей) на автомобиле ГАЗ-69, нареченном "Хулиганом".
Слово победителям: "Сейчас радуешься не только победе, а тому, что добрался до финиша. В первый день поломался карбюратор. Трасса хоть и небольшая, но времени на ремонт нет, поэтому ехали, не обращая внимания на поломку. В воскресенье "Хулиган" не подвел и позволил показать отличное время, чему очень рады. Ведь трасса и впрямь стала сложнее. Да и участники подобрались что надо".
Прошедший этап показал, что нет среди наших джиперов слабых экипажей, есть ненадежная техника. А это значит, что титановый характер отважных борцов с бездорожьем порой крепче кузовов их стальных товарищей. Здорово, что не наоборот.
СЛОВАРЬ ДЖИПЕРА
Альтиметр (Высотомер)
Прибор, показывающий высоту над уровнем моря.
Бедлок, BeadLock
Устройство из двух колец, соединяемых между собой болтами, обеспечивает жесткое крепление шины к борту колесного диска и не дает ей разбортироваться даже при почти полном отсутствии давления.
Буханка (Батон), Головастик
Грузопассажирские автомобили УАЗ на базе 3741; Головастик – Грузовые автомобили УАЗ на базе 3303.
Винчеваться, лебедиться
Выбираться с помощью лебедки (от английского Winch – лебедка).
Гриппер
Резиновая полоса, надевающаяся на колеса, имеет грязевой протектор и шипы.
Диагональ, диагональное вывешивание
Вывешивание диагонально по одному из колес на каждой оси на неровностях.
Леер (от голландского Leier – "ограждение")
Трос, натянутый между кенгурином и верхней кромкой ветрового стекла с каждой стороны автомобиля.
Недопривод
Все автомобили, не обладающие полным приводом.
Поджарый, Паджерка, Пыжик
Mitsubishi Pajero. В США и странах Латинской Америки: Mitsubishi Montero
Причал
Защитная труба для заднего бампера или мощный фаркоп.
Слик
Колеса с дорожным рисунком, забившимся глиной.
Сэнд-трак, Sand-Track
Плиты из гнутого алюминиевого или стального профиля для выстилания колеи при прохождении заболоченных и песчаных участков.
Хай-Джек, Хай-Лифт, Hi-Jack, Hi-Lift
Большой реечный домкрат для бездорожья, способен и поднимать и тянуть. Может использоваться как пресс
Уши
Переворот автомобиля вверх колесами
Тимур АЛИБЕКОВ
Фото: Юрий ТЕРНОВЫХ
Статья была опубликована в журнале "НА ЮГЕ ВЫХОДНОЙ", №49, октябрь 2007.