Он сразу приковывает к себе внимание: человек в черном, с острым взглядом из-под стекол прямоугольных очков, в восьмиугольном картузе и неизменных лаковых сапогах. Михаил Шемякин уже давно называет себя "человеком мира", имея на то все основания. Большая часть времени - перелеты из Америки в Европу, из Европы в Россию: Нью-Йорк, Париж, Москва, любимый Петербург, родина отца - Нальчик. И впервые - Республика Адыгея, где госуниверситет справляет 70-летие.
Его судьба - эпоха великих переломов родины, энергия которых питала искусство художника. Яркий и самобытный человек, талантливый сценограф и живописец, автор и организатор художественных акций и проектов мирового уровня - Михаил Шемякин остается человеком поиска. О любви к родине, проблемах творчества, молодых дарованиях он рассказал в интервью.
О родине
- Вы всегда подчеркиваете, что являетесь "лицом кавказской национальности". Почему?
Сегодня в России не очень модно быть этим "лицом". Но я горд и счастлив тем, что родом с Кавказа. Горжусь людьми, которые, как и я, являясь "лицами кавказской национальности", не забыли малой родины и своим искусством прославили Россию. Сегодня эти имена известны всему миру. Это и мой троюродный брат, величайший дирижер Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, поднявший уровень исполнительского искусства Мариинского театра на небывалую высоту, Махар Вазиев – главный балетмейстер театра "La Scala". Они вырвались на международную арену. Я горд тем, что мои соотечественники вносят вклад в мировую культуру. Президент Дмитрий Медведев призвал: "Россия, вперед!" Каждый из нас понимает этот призыв по-своему. Лично я считаю, что в искусстве – это обращение к группе интеллектуалов, которые должны вырваться на международный уровень. Я для себя направление выбрал – преподавание искусствознания. В моем замке Шато де Шамуссо я собрал прекрасную библиотеку, провожу мастер-классы для студентов со всего мира, читаю лекции. Мечтаю на несколько часов запереться в своей мастерской. Наподобие "узника". (Смеется). Хотелось бы, чтобы рядом бок о бок экспериментировали студенты из Адыгеи. Знаете, всегда надо думать о завтрашнем дне, о тех, кто придет на смену.
Об образовании
- На ежегодной книжной выставке в Москве вы представили свой новый двухтомный альбом. Это своего рода подведение творческого итога?
– Не дождетесь! До подведения итогов, надеюсь, мы еще по-кавказски долго небо покоптим. Что касается двухтомника, это была большая 6-летняя работа. Альбом я привез в дар Адыгейскому госуниверситету. Каждый том – больше 600 страниц, весь диапазон художника Шемякина. Альбом составлен блоками: Шемякин-скульптор, живописец, сценограф и мультипликатор. Выбирайте! В подарок университету – и американский вариант книги, который вышел 25 лет назад. Он меньше по объему. Но главное – это подробный рассказ о том, как я стал художником. В американском варианте собраны мои работы, начиная с юношеских 1959 года.
- Вы впервые на земле Адыгеи. Приехали к студенчеству. Что хотите сказать молодым?
Во-первых, я рад тому гостеприимству, с которым меня встретили в республике. Во-вторых, молодым надо учиться у профессионалов. В дни празднования 70-летия я провел в Адыгейском университете мастер-класс, побеседовал со студенчеством, узнал, чем живут юные таланты провинции. Занимательные, знаете, ребята! Наконец, договорился об открытии на базе Адыгейского университета филиала Института психологии и философии творчества, где студенты смогут обучаться по моей оригинальной методике.
О воображаемом музее
- На ваш взгляд, каковы основные проблемы сегодняшней российской культуры?
Бич российской культуры – отсутствие нужного образования. Все-таки более 70 лет отрыва от международной арены искусств со временем сказываются на творчестве наших художников и скульпторов. Я считаю от 1917 года, времени октябрьской революции – излома российской истории. Никого не хочу оскорбить, но сколько лет Есенина считали упадочническим поэтом? Какая трагическая судьба постигла Цветаеву, Гумилева, Малевича, Мандельштама? Поэтому почти 40 лет я занимаюсь исследованиями корней искусства, слежу и фиксирую все прекрасное и безобразное и в современном творческом процессе. Это отражено в созданном мною совместно с молодыми московскими любителями просвещения проекте под названием "Воображаемый музей Михаила Шемякина". Проект включает в себя 22 научных фильма – исследование искусства. Часть этих фильмов я уже привез для студентов Адыгейского госуниверситета, еще часть пришлю позже.
О служении России
– Несмотря на изгнание и лишение вас гражданства, вы всегда позиционировали себя именно как российского художника. Нет ли желания вернуть себе российское гражданство?
– Служение России, ощущение себя русским или адыгом – это потребность души. Паспортные данные для этого – не главное. Когда нас лишали гражданства, изгоняли из Советского Союза навсегда, мы все равно знали, что Россию и то, что принадлежит нам в духовном плане, мы увозим с собой. Сегодня то же самое. Я служил и продолжаю служить России. В свое время Владимир Путин мне сказал: "Знаю, что ты американский подданный. Но ты делаешь для нее много больше, чем все те, кто бьет себя кулаком в грудь и зовется российским патриотом". Однако если бы я даже попытался вернуться на родину, мне не собрать такого количества справок! По сей день в России существует очень мощная чиновничья система, а тратить драгоценное время на формальности, которые нужны кому-то для перестраховки, – глупо. Да и как быть с картинами и собранной мною библиотекой, которая одна занимает тысячу квадратных метров? К тому же я не смог бы вывозить за пределы РФ свои работы без спецразрешения и колоссального налога. Поэтому сегодня смена гражданства – вещь нереальная. Я приношу гораздо больше пользы тому же Северному Кавказу, живя в Америке и Франции. Ко мне на занятия по контракту с министерством культуры РФ приезжают студенты. Так что пока служим России с американским паспортом.
- Поэтому вы высказали желание создать филиал своего Института философии и психологии творчества в Адыгее?
Это моя давнишняя мечта. Открытие филиала института философии и психологии творчества, исследовательской лаборатории поможет молодым ребятам Северного Кавказа найти свой путь в искусстве, расширить кругозор. Интеллигенция и власть Республики Адыгея идею поддержат, я уже знаю мнение об этом президента республики Аслана Тхакушинова. Со своей стороны я сделаю все, чтобы помочь художникам, скульпторам и графикам Адыгеи выйти на международный уровень. Их талантливые работы заслуживают внимания ценителей мировой культуры.
Текст: Карина Кадиева
"МК" на Кубани"