Дорогами славы

28.04.2010

В нынешнем году на Кубани вышло в свет второе, расширенное издание книги "Наше дело правое", написанной участником Великой Отечественной войны, краснодарцем Николаем Тихненко. По этому поводу еженедельник "МК" на Кубани" и решил побывать в гостях у ветерана.

Святая истина

Старая, ничем не примечательная пятиэтажка в центре Краснодара. Небольшой аккуратный дворик с клумбами, засаженными трогательными полевыми цветочками. И скромная, но на редкость уютная квартира, сплошь залитая солнечным светом, здесь все по-спартански просто, нет ничего лишнего. У входа в гостиную - глубокое, удобное кресло. Посреди комнаты - внушительных размеров стол, заваленный книгами отечественных писателей. Рядом - сервант, уставленный семейными фотографиями.

Высокий и еще на удивление крепкий, по-юношески стройный хозяин дома слегка волнуется при нашем знакомстве. Сразу видно, что не привык он быть публичной персоной! Да и никогда к тому не стремился, воспринимает повышенное общественное внимание к себе не как долгожданный подарок судьбы, а скорее как неизбежность. Писательская слава ему явно не нужна - преследовал совсем другие цели, когда два с лишним года кропотливо работал над своей книгой воспоминаний.

Он готовился к нашей встрече, как добросовестный ученик к сдаче важного экзамена, искренне переживая за результат и заранее продумав каждый существенный аспект своей речи. Потому что ему было далеко не безразлично, насколько верно донесу я затем до читателя все те мысли, чувства и душевные терзания, которые овладевали им во время написания книги. А самое главное, насколько точно я смогу передать, ВО ИМЯ ЧЕГО она вообще "родилась"?

Тему Великой Отечественной, казалось бы, за минувшие десятилетия не поднимал разве что ленивый! Написаны о ней сотни документальных и художественных произведений, подробно "разжеван" литературой каждый из ее эпизодов. Что нового, на первый взгляд, можно еще о ней сегодня поведать миру?

- Войну нередко представляют совсем не такой, какой она являлась на самом деле. Вот я и собирался всего лишь восстановить моментами историческую правду. Некоторые писатели невольно искажают истину в своих книгах по недостатку достоверной информации, - объясняет Николай Федорович причину, побудившую его взяться за творчество, - потому и захотелось мне рассказать о той войне, которую сам прошел. О своей дороге на фронт. Нас, фронтовиков, осталось - по пальцам пересчитать! Так пусть современные поколения узнают о Великой Отечественной правду и только правду. От нас, непосредственных ее "рядовых" участников. Пока мы еще живы

Время испытаний

Он родился в хуторе Стеблицком Советского (ныне - Новокубанского) района края, в многодетной семье колхозников. И ему было шестнадцать, когда война летом 1942 года непосредственно ворвалась в его совсем юную жизнь, военкомат по повестке собрал районных подростков в дальний путь. На повозках, запряженных лошадьми, триста призывников направились стройной колонной на восток, вдоль подножья Кавказских гор. Под руководством работника военкомата.

Продуктов у мальчишек было всего на 10 дней, а ехать пришлось в общей сложности месяц! Но голод они старались переносить достойно - никто не устраивал паники, не роптал. Правда, сердобольное население старалось по мере возможности делиться продуктами с проезжающими по трассе детьми. Но все равно далеко не все смогли выдержать до конца первый же "экзамен на стойкость", как вспоминает в своей книге Николай Тихненко: "Некоторые из ребят делали вид, что отстали случайно, уходили домой"

К концу августа детская колонна подошла к Грозному, где ее поджидало не менее сложное испытание, чем голод. Несовершеннолетним новобранцам приказали к вечеру самим отправляться на железнодорожный вокзал и "цепляться" на первый попавшийся поезд, идущий в сторону Махачкалы. Задача стояла - добраться до Дербента, а дальше вчерашние школьники должны были поступить в распоряжение военных.

Поезда на вокзале оказались сплошь грузовые! Мечтать о безопасной комфортной поездке не приходилось: Коля Тихненко вместе с друзьями устроился на крыше большегрузного продуктового вагона. Хорошо хоть на ней имелся вентиляционный люк, за который можно было ухватиться, поезд так раскачивало при движении, что слететь с крыши, распрощавшись с жизнью, было немудрено!

Глубокой ночью парни прибыли, наконец, в Дербент, где военные сняли их с поезда и строем увели в поле. В сборный пункт из камышовых шалашей, располагавшийся в десяти километрах от города.

- Так закончился путь колонны призывников южной зоны Кубани. Отсюда вразнобой нас отправляли в качестве пополнения на фронт, - рассказывает Николай Федорович. - Вскоре нам выдали обмундирование и мы стали солдатами. Хотя с нашей одеждой военным пришлось основательно повозиться! Все оказалось огромных, "взрослых" размеров. А затем пару недель нас учили пользоваться винтовкой, гранатой, саперной лопатой, хотя азы военных премудростей мы проходили еще в школе. Спустя несколько дней отборочная комиссия выстроила весь "шалашовый" лагерь шеренгой в два ряда. Старший пристально разглядывал каждого из нас. Того, на кого указывал, просил назвать свою фамилию. Затем отобранную группу покормили отдельно, выдали каждому сухой паек и повели строем в Дербент на железнодорожный вокзал

В начале сентября ребята прибыли в Нальчик, откуда отправились через весь город в совхозный сад. Из этого сада их и развозили после по воинским подразделениям 37-й армии, стоявшей в обороне на данном участке. Правда, мальчишки оказались вольны сами выбирать, где служить: "покупатели" (представители военных подразделений. -Авт.) объявляли им свои части и приглашали их к себе по желанию. Потому в первый момент многие подростки даже растерялись, не зная, что им предпочесть! Как и Коля Тихненко, вначале собирался стать пулеметчиком, затем передумал, записался разведчиком. Так и оказался он в 295-й стрелковой дивизии, в состав которой входила разведка.

- В этой дивизии я находился до конца войны, побывал в различных ее подразделениях, - отмечает Николай Федорович. - Начал с 352-й отдельной разведывательной роты, подчинявшейся непосредственно заместителю командира дивизии по разведке. Был в комендантской роте штаба дивизии. Был в стрелковой, затем противотанковой и снова в стрелковой роте 884-го полка, затем во взводе автоматчиков охраны штаба дивизии. Участвовал в различных боевых операциях, в том числе во взятии Берлина. Оказывался нередко в таких опасных операциях, где шансы остаться в живых равнялись одной тысячной доли. Награжден в итоге несколькими наградами, среди которых медали "За отвагу" и "За боевые заслуги", орден Красной Звезды. А еще одним из незабываемых для меня событий стало то, что я оставил свой автограф на Рейхстаге в Берлине.

И вечный бой

Сразу после войны его опять призвали в армию, на Тихоокеанский флот, где он прослужил до 1950 года! Так что вернулся после демобилизации на Кубань только в 25 лет, имея на руках разве что аттестат о семилетнем школьном образовании. Надо было думать об учебе, и Николай поехал в Туапсе. Поступать в нефтяной техникум, который он для себя заранее облюбовал. Закончил его с отличием, а затем направился в Грозный, в нефтяной институт.

В родные края приехал уже дипломированным специалистом, инженером-разработчиком нефтяных месторождений. Поначалу распределился в Славянск-на-Кубани, где "вырос" со временем до старшего инженера. А когда в Краснодаре открылся нефтяной институт, перешел туда младшим научным сотрудником. Но долго там талантливый молодой ученый не задержался, три года спустя его пригласили в крайком партии курировать нефтяную, химическую и горную промышленность края. А в перспективе ожидала его и вовсе головокружительная должность - в Северо-Кавказском округе освободилось место начальника регионального управления организации союзного значения, подчинявшегося Москве. Вот и предложили бывшему участнику войны возглавить управление "Государственного горнотехнического надзора" СССР по всему Северному Кавказу, от Махачкалы до Ростова.

К чести Николая Тихненко, во все вверенные ему направления нефтяной, газовой, химической и горнорудной промышленности он старался вникнуть максимально глубоко! Вопреки расхожему утверждению о том, что необъятного не объять. Покупал массу специальной литературы, стараясь досконально разобраться в "дебрях" всех отраслей, которые курировал. И не успокаивался, пока не добивался своего. Он и в мирной жизни показал бойцовский характер, покоряя одну профессиональную "высоту" за другой. Был непримиримым к взяточникам. К тем, кто бездушно относился к своим служебным обязанностям. К примеру, мало кто на Кубани знает и поныне, что краснодарская водолечебница в первую очередь именно ему обязана своим существованием! Когда некий нефтяной трест решил пробурить в Краснодаре разведочную скважину глубиной около трех тысяч метров, а вместо ожидаемой нефти случайно наткнулся на целебную минеральную воду, многие высокие чиновники захотели тут же "сюрпризную" скважину прикрыть. Это было гораздо проще, чем искать для нее предприятие-подрядчика, тратить кучу денег и сил на ее разработку и обустройство. Однако Николай Тихненко своим властным распоряжением не позволил "похоронить" целебную скважину, отстоял ее в многолетней борьбе с теми, кто проявлял откровенное безразличие к здоровью горожан. Вот так и "воевал" он по всем направлениям с чиновничьим равнодушием вплоть до перестройки, пока не вышел в 1989 году на заслуженный отдых.

Моральный кодекс

Свой труд он напечатал на собственные деньги, которые копил годами, понемногу откладывая с каждой пенсии - просить финансовой поддержки у власть имущих было не в его характере! Выпустил книгу в первую очередь для молодежи, имеющей преимущественно расплывчатые представления об Отечественной войне. Потому и не пожалел солидных личных средств на благое дело! Сегодня "Наше дело правое" можно найти в продаже в краснодарском "Доме книги", в отделе общественных наук. Или можно познакомиться с произведением в библиотеке имени Некрасова.

- Быть может, многие нынешние мальчишки, прочитав об юношах той военной поры, по-другому станут относиться к службе в армии. И вообще к жизни! Сочтут за честь научиться защищать собственную страну в случае необходимости. Ведь самое главное, что многие сегодня упускают из виду, мы воевали не за Сталина, не за социалистический строй. За родную землю, на которую посягнули фашисты! За право жить на ней и впредь. С этой мыслью шли наши войска на прорыв той же "Голубой линии", второй после "Большой дуги" мощнейшей немецкой линии обороны. Каких невероятных усилий и потерь стоило взять ее! Но мы были патриотами, твердо верили в победу.

О книге Николая Тихненко на сегодняшний день набралось по всей России немало восторженных отзывов от участников войны, от историков-профессионалов. И все они сходятся в главном - ценность произведения прежде всего в абсолютной реальности изложенных в нем событий! В том, что написал его простой солдат. Написал о том, что сам видел, пережил, без утайки, без прикрас, без всяческих событийных искажений. В том числе и о том, какие экстремальные "уроки мужества" давало командование дивизионной разведки своим подчиненным: " Учили всему, что нужно разведчику. Особое внимание уделялось вырабатыванию смелости. В одной из таких бесед сам майор Бутейкис (заместитель командира дивизии по разведке -Авт.) рассказывал о беспрекословности исполнения приказов: "Может случиться, что командир прикажет солдату закрыть своим телом амбразуру пулеметной точки, - говоря это, смотрит на меня. - Если приказ солдат не пойдет выполнять, командир имеет право застрелить этого солдата". У меня от этой фразы по спине пошли мурашки".

Такие вот шокирующе откровенные эпизоды своей службы приводит в своем произведении ветеран.

Мудро заметил когда-то герой известного романа Михаила Булгакова: "Рукописи не горят". И еще можно добавить, не имеют "срока жизни". В отличие от участи всех живых.

А значит, "реальная война", о которой поведал стране Николай Тихненко, останется теперь в анналах истории. Со всеми ее трагическими и светлыми моментами





Статьи

23.09.2014 10:56

В Краснодаре изменится движение на перекрестке улиц Красной и Северной

В Краснодаре на пересечении улиц Красной и Северной в ближайшее время внедрят новую схему дорожного движения, а также изменя режим работы светофоров.

21.09.2015 07:56

Краснодар отметит День города большим праздничным перформансом

В Краснодаре 26 сентября на Театральной площади начнется большой праздничный гала-концерт, посвященный 222 годовщине со дня образования краевого центра.

20.12.2013 14:51

Резиденция Деда Мороза открылась в торгово-развлекательном центре Сочи

Официальная резиденция Деда Мороза открылась в торгово-развлекательном центре "Море Молл" Сочи.


Вступай в клуб 5туристов.ру
узнавай самые свежие новости, получай спецпредложения только для членов клуба
{{error}}