В Краснодаре прошла пресс-конференция заместителя начальника управления ГИБДД ГУВД по краю майора милиции Александра Милеги, посвященная упразднению большинства постов дорожно-патрульной службы региона.
С чем оказалась связана такая кардинальная мера, почему край решил оставить лишь семь контрольных постов милиции из действовавших до последнего времени двадцати восьми? Как известно, избежать закрытия удалось лишь тем КПМ, которые расположены на административной границе и входят в состав так называемых заградительных центров территориальных отделов внутренних дел. То есть двум сочинским постам и двум на границе со Ставропольем. А также тем, что соседствуют с Украиной, Карачаево-Черкесией и Ростовской областью.
Неудивительно, что сегодня этот вопрос волнует многих кубанцев! Мы не только продолжаем удерживать лидирующие позиции в общероссийском рейтинге по количеству личного автотранспорта на душу населения, но и пропускаем через свою территорию внушительные потоки всевозможного транзитного автотранспорта. И что будет теперь с безопасностью в регионе после ликвидации львиной доли привычных контрольных дорожных структур?
Как пояснил первым делом журналистам Александр Милега, реорганизация строевых подразделений дорожно-патрульной службы проходит в плановом порядке. Сначала в середине февраля был издан соответствующий приказ МВД России по данному поводу, затем в конце апреля по кардинальной перестройке работы ДПС появился аналогичный приказ ГУВД края. Контрольные посты милиции на сегодняшний день признаны неэффективными, морально и технически устаревшими.
Необходимость в них, если верить милицейским чинам, существовала разве что в начале 90-х годов, когда они и были организованы в связи с резким обострением криминогенной обстановки на отечественных автотрассах. Кубань в ту пору выделила солидные средства на строительство своих тридцати пяти КПМов.
Однако в наше время, как подчеркнул заместитель начальника краевого ГИБДД, ситуация сложилась иная в связи с расширением сети автодорог, изменением их инфраструктуры и прочими причинами. Да и прежнего откровенно вопиющего разгула преступности на трассах уже не наблюдается! И что мы имели в реальности до последнего времени? Только за сутки, к примеру, через посты милиции проходили десятки тысяч машин. В летний период КПМы пропускали через себя свыше 60 тысяч автомобилей! Так что останавливался и досматривался, как правило, лишь тот транспорт, на который имелась оперативная информация. К тому же криминальной среде давно было известно не только о расположении наших действовавших до последнего времени двадцати восьми постов, но и о том, как можно их безболезненно объехать в случае необходимости. Какая уж тут эффективность контроля! Плюс посты способствовали разгулу коррупции: разве дорожные инспекторы никогда не брали взяток с водителей за беспрепятственный проезд?! Жалобы на взяточников поступали в управление ГИБДД далеко не единожды, что тоже ни для кого не секрет. Причем с каждым годом их становилось все больше. Но разве могло управление уследить за действиями всех своих четырех с половиной тысяч инспекторов? Так что значительного толку от их работы в последнее время все равно уже не было. Зато содержание только одного поста милиции ежегодно обходилось краевому бюджету в среднем в семь с половиной миллионов рублей! Не считая зарплаты, выплачиваемой тридцати пяти сотрудникам каждого поста. В целом ликвидация КПМов сэкономит более 150 миллионов ежегодных бюджетных денег! Обходились они региону недешево.
Теперь же инспекторов заменит современная видеотехника - передовые автоматизированные средства возьмут на себя не только контроль за проезжающим транспортом, но и его розыск. И надо ли говорить, что преимущество технических средств неоспоримо? Техника не упустит из виду ни одного нарушения дорожных правил, техника беспристрастна и не берет взяток.
В крае станет насчитываться в общей сложности свыше 120 камер видеонаблюдения, информация с которых будет централизованно стекаться в управление - в течение получаса на Кубани без проблем остановят отныне любую машину! Сейчас уже начался демонтаж ограждений с проезжих частей в связи с ликвидацией постов, что позволит вдобавок увеличить пропускную способность автотрасс. А в освободившихся помещениях КПМ планируется разместить пункты по оказанию всесторонней помощи проезжающим. Помогать им станут представители МЧС, медицинской службы, ГАИ и даже... курортной сферы. Туристам помогут с размещением в крае и получением необходимой информации по отдыху. На днях сотрудники всех перечисленных структур проведут соответствующее совещание по поводу своего взаимодействия на данный счет.
По словам Милеги, инспекторы упраздненных КПМов на улице не останутся! Людей распределят по другим строевым подразделениям ДПС, так что никто от реорганизации не пострадает. Одних отправят на регулировку, других - на подкрепление мобильных дорожных нарядов. И примерно 200 бывших инспекторов КПМ уедут работать в Сочи, там сейчас они во всех подразделениях очень нужны в связи с грядущей Олимпиадой. Однако есть и другая информация - существенная часть милиционеров, особенно имеющие выслугу лет, все же окажутся на пенсии. Сокращение кадров никто не отменял.
Следить за безопасностью в крае будут теперь наряду с техникой и созданные на базе семи оставшихся приграничных КПМов заградительные центры. В состав укрепленных дежурных нарядов войдут вместе с сотрудниками патрульно-постовой службы представители криминальной милиции, участковые уполномоченные, кинологи. Профилактика дорожной контрабанды, терроризма и прочих преступлений также станет их заботой.
Как уверено руководство ГИБДД, начавшаяся реорганизация знаменует собой принципиально новую, гораздо более качественную и эффективную ступень всестороннего автоконтроля. Есть и скептики. Они говорят, что количество поборов не уменьшится - ведь взятки сотрудники ГИБДД берут не только и не столько на КПМ. А вот террористическая опасность может и возрасти - представим себе, что могло бы произойти в свое время на Яблоновском мосту, если бы милиционеры в буквальном смысле своими телами не задержали террориста, вооруженного пистолетом Стечкина.
Видимо, поспешность принятых мер понимают и высшие милицейские начальники. Так, главный инспектор МВД РФ генерал-майор милиции Хуршед Нуманов заявил, что через десять дней станет ясно, насколько реформа эффективна и в каком направлении стоит дальше двигаться, и не исключил того, что наиболее важные КПМ возобновят свою работу.
"Предполагается использовать комбинированный вариант. Работа непосредственно на посту будет совмещена с патрулированием закрепленного за нарядом участка", - объяснил Хуршед Нуманов.