В предыдущих номерах в "МК на Кубани" писали о несуразных памятниках, которые, как грибы после дождя вырастают на Кубани. Но, по-видимому, тему мы закрыли рано.
Очередной «шедевр» такого рода выдал недавно Ейск. Здесь некий местный бизнесмен надумал на собственные средства установить памятник…варенику. С тем, чтобы воспеть в веках одно из популярных кубанских блюд, да подчеркнуть тем самым радушие жителей края.
Городские чиновники препятствовать «индивидуальному творчеству» предпринимателя не стали. Принцип «Любой каприз – за ваши деньги» никто не отменял. Мнение ейчан по данному «капризу» никто спросить не удосужился: нужна ли подавляющему большинству горожан такая сомнительная по своей идее скульптура? Референдумов-соцопросов по варенику властьимущие господа проводить не стали. Вареник – он и в Африке вареник! Раз все его потребляют – уважают в крае – это вполне убедительная причина для того, чтобы его увековечить. Чего тут долго заморачиваться над смысловой нагрузкой композиции?
И пошло-поехало! В считанные недели на Приморском бульваре появилось бетонное изображение вареника, уютно расположившегося на праздничной скатерти рядом с крынкой масла. На «нетленном творении» кубанской архитектуры высекли глубокомысленную надпись на русском и украинском (все же вареник – «родом» с Украины) языках: «Пусть каждый живет, как вареник в масле»…
Ейские коммерсанты тут же открыли возле памятника палатку, где принялись бойко торговать неожиданно прославившимся в одночасье блюдом – варениками с разными начинками. Почему было не воспользоваться создавшейся благоприятной ситуацией в предпринимательских целях? А к самому «шедевру» теперь регулярно выстраивается длинная очередь желающих сделать фото: в каком другом городе страны увидишь такое диво дивное?
Впрочем, стоит ли удивляться архитектурным «приколам» Ейска, если «главным приколистом» и «законодателем моды» в области лже-архитектуры выступает сам краевой центр? В Краснодаре едва ли не на каждом шагу можно наткнуться на подобные перлы горе-зодчества! На радость департаменту архитектуры и градостроительства, активно поощряющему и защищающему искусство такого рода. Кстати, после серии критических публикаций, руководство департамента прислало в редакцию письмо: «Городские жанровые композиции «Студенты (Шурик и Лида)», «Собачки»…являются востребованными обществом». А мотивацию этой самой востребованности департамент приводит такую, что не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать: «Носы «Собачек» по сей день блестят из-за прикосновений тысяч рук…»
Но если у нас моральная ценность любого памятника определяется сегодня…. частотой прикосновений к нему населения, а не тем, как он влияет на интеллект и духовность нации, то почему бы тогда Краснодару не установить, например, памятник фаллосу в боевом состоянии? Как символу неувядающей сексуальной мощи кубанских мужчин. И назвать его, к примеру, «Фаллос Кубани». На нем тоже можно будет высечь глубокомысленную надпись по типу «ейского вареника»: «Пусть у каждого стоит до самой смерти»…
Можете себе представить, насколько бы лихо переплюнул он носы собачек по частоте «прикосновений тысяч рук»! После фаллоса на «Собачек» никто и внимания не стал бы обращать: кому будут отныне нужны их занюханные – затертые от прежней небывалой популярности носы, когда в городе появится гораздо более интересный для прикосновений объект? Причем, к новому памятнику наверняка найдутся желающие прикоснуться не только руками...
«Кубанский фаллос» вдобавок может сыграть и важную демографическую роль! После прикосновений к нему многие семейные пары наверняка озадачатся демографической проблемой общества и пожелают внести личный посильный вклад в ее решение. А уж как обрадуются появлению в городе такого памятника краснодарские бизнесмены, торгующие эротическими товарами! Они наверняка тут же поставят свои ларьки рядом, как развернули вареничные палатки предприниматели у памятника варенику….
Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. В идеале архитектура так же, как живопись, литература и прочие виды искусства призвана «иметь мозги», поскольку ей суждено воспитывать в человеке нравственность и высокую духовность. Но какую духовность несет подрастающим поколениям архитектура, состоящая сплошь из безмозглых вареников и собачек?! К каким высоким целям призывает молодежь, какой образец поведения способна преподать?
На Руси немало было и есть великих ученых, писателей, поэтов, национальных героев. Разве они не достойны увековечивания в бронзе? Пусть молодежь учится на примерах их достижений, как надо жить, какие цели перед собой ставить. А прикольные памятники без интеллекта способны вырастить разве что поколения моральных деградантов, напрочь лишенных элементарной мозговой деятельности.
Текст: Яна Захарова