Сегодня в Краснодаре существует 43 гостиницы и 18 мини-отелей, которые могут принять бизнес-туристов в соответствии с их требованиями.
"В первом квартале 2009 года показатель наполняемости отелей составил 65%, практически на уровне прошлого года, – говорит Евгений Панасенко представитель GVA Sawyer в Краснодарском Крае. – Причем задействованы все категории номеров, в том числе номера повышенной комфортности и номера-люксы. Это связано с тем, что в городе активно развивается малый и средний бизнес. Спрос на услуги гостиниц остается довольно стабильным".
Зачем приезжают
Бизнес-туристы останавливаются в Краснодаре по многим причинам. Во-первых, это позволяет им более гибко планировать время поездки: аэропорт Сочи принимает ограниченное число рейсов, время которых не всегда удобно. Во-вторых, в Краснодаре находится краевая администрация. Здесь проходят согласование все проекты, реализация которых идет в крае, а также сконцентрированы бизнес объекты. В-третьих, потоки делового туризма в Новороссийск, который имеет статус главного порта страны, также проходят через аэропорт Краснодара (либо Анапы).
Сегодня деловые поездки в городе, по данным компании GVA Sawyer, разделились следующим образом: индивидуальные деловые – около 70% туристов, поездки для участия в конференциях и семинарах – около 15% туристов, посещение выставок и ярмарок – 10%, конгрессные туры и инсентив-туризм (поощрительные поездки) – около 5%.
"В Краснодаре есть и так называемые "транзитные туристы". Это деловые туристы, которые направляются на форумы и деловые мероприятия в Сочи, но предпочитают прокладывать маршрут через Краснодар. Из-за подготовки к Олимпиаде 2014 г. деловая активность в Сочи заметно возросла", – рассказывает Евгений Панасенко.
Деловые туристы едут как в индивидуальные поездки, так и для участия в мероприятиях, проводимых промышленными и торговыми корпорациями. Обычно это относится к российским и иностранным бизнесменам, клиентам и служащим иностранных и совместных фирм, расположенных в Краснодаре. Спрос на такие поездки уменьшается в сезон отпусков и праздников.
Для больших групп туристов администрация гостиниц, как правило, предоставляет скидки на стоимость проживания. Взамен гостиница получает дополнительные доходы от предоставления банкетных, конференц-залов, переговорных комнат, бизнес-центров и ресторанов.
От такси до личного самолета
Сегодня в Краснодаре компании и гостиницы, специализирующиеся на деловом туризме, готовы предложить бизнесменам широкий спектр услуг, удовлетворить вкусы даже гурманов.
"У делового человека все расписано по минутам, поэтому ему важно все правильно организовать. Мы стараемся оказывать максимальное количество услуг в самой гостинице – здесь можно провести встречи, переговоры, выйти в Интернет, поужинать и многое другое, – говорит Оксана Лашунова, административный помощник генерального директора гостиницы "Турист". – Больше всего у нас пользуется спросом комната переговоров". По ее словам, в связи с кризисом количество деловых туристов уменьшилось, они составляют около 20% постояльцев гостиницы, однако конференц-залы по-прежнему пользуются популярностью.
В специализированных клубах могут организовать индивидуальную экскурсионную программу, предоставить услуги секретаря, охраны, персонального гида, повара, арендовать автомобиль, яхту, воздушное судно. Специалисты могут взять на себя часть документооборота, отправку и прием деловых писем и факсов, подбор фитнес-клуба, спа-салона или достанут пригласительные на любое мероприятие в городе.
"Один итальянский бизнесмен в период проведения Южного Экономического Форума в Сочи изъявил желание жить в Краснодаре, а в Сочи летал на самолёте деловой авиации. Не каждая компания в нашем городе, может обеспечить эту услугу", – говорит Тамара Косова, администратор клуба "Формула".
Среди самых популярных услуг в Краснодаре можно выделить услуги переводчика, трансфер, химчистку и заказ такси. Приёмом туристов в Краснодаре, как правило, занимаются туристические компании, которые организовывают саму поездку. В период кризиса они стремятся более гибко относиться к клиентам и оказывать по возможности услуги бизнес-туристам, даже если это не является их профильной деятельностью. Часть таких услуг оказывают и в гостиницах высокой категории, рассказывают специалисты кампании GVA Sawyer.
"Наша гостиница специализируется на деловом туризме. Эта отрасль в Краснодаре будет развиваться еще интенсивнее, особенно в преддверии Олимпиады-2014, – говорит специалист по маркетингу и рекламе бизнес-отеля "ДШТОНЦ Форум" Екатерина Бондаренко. – Сейчас средняя наполняемость нашего номерного фонда 50-60%. Из них 80% – деловые туристы. Большой популярностью пользуются конференц-залы. Кроме того, стала популярна услуга event – организация экскурсий с выездом на природу".
Из гостиниц, специализирующихся на деловом туризме в Краснодаре можно выделить "Премьер-Отель", "Европа", "Red Royal", "Интурист-Краснодар", "Платан" (весь комплекс), "Иностранец", "Атон".
Дополнительным преимуществом для гостиницы является наличие бизнес-инфраструктуры: конференц-залов, переговорных комнат. В городе представлены объекты бизнес-инфраструктуры как в составе гостиниц, так и офисных центров. В Краснодаре расположено 14 конференц-залов с общим количеством мест свыше 1,2 тыс.
В целом прогнозы специалистов по поводу развития делового туризма в Краснодаре остаются оптимистичными, многие из них связаны с предстоящей олимпиадой в Сочи. "Поток деловых туристов на Кубань до 2014 года будет только увеличиваться. Однако, конференц-залы многих гостиниц, переделанные под банкетные, требуют лучшего качества и технического оснащения", – считает Тамара Косова, администратор бизнес-клуба "Формула".
По словам, Евгения Панасенко спад спроса на гостиничные услуги в пессимистичном сценарии составит не более 15%. В 2010-2011 годах рынок восстановится и его динамика будет положительной.
"К 2013 году приток бизнес-туристов составит около 30-40%. Рост числа деловых туристов можно будет почувствовать уже в следующем году", – считает Екатерина Бондаренко, специалист по маркетингу и рекламе бизнес-отеля "ДШТОНЦ Форум".