Кубанские фермеры хотели принародно уничтожить свою продукцию. Что вынуждает предпринимателей идти на столь радикальные меры? Почему быть животноводом в сельскохозяйствнном регионе убыточно?
В последних номерах "МК" на Кубани" неоднократно писал про неоднозначную ситуацию, складывающуюся в сельском хозяйстве нашего региона. И проблемы есть не только в растениеводческой отрасли, которой в этом году немало навредила экстремальная погода. Животноводы традиционно сталкиваются со своими бедами.
Тема несоответствия реалиям жизни закупочных цен на сельхозпродукцию – вовсе не новость. Время от времени мы слышим жалобы фермеров – работать не выгодно, нет никакой отдачи. Себестоимость продукции выше, чем те деньги, которые предлагают за нее перекупщики.
И вот, ситуация, кажется, достигла апогея. Крупнейшие хозяйства, производящие молоко, заявили о намерении провести акцию протеста против необоснованно низких закупочных цен на молоко, чтобы местные власти обратили внимание на данную проблему. 31 июля представители компаний Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев намеревались слить произведенное молоко в навозные лагуны.
Реакция на подобное решение была бурной. Фермеров для начала обвинили чуть ли не в экстремизме – дескать, проблема надуманная, а запланированное мероприятие не более, чем провокация.
Впрочем, у сельхозтоваропроизводителей своя правда. "Год назад мы продавали литр молока перерабатывающим предприятиям за 17 рублей, а теперь за 9 рублей, притом, что себестоимость одного литра составляет около 10 рублей. Заводы продают молоко уже за 12 рублей за литр.
Выходит, что, надаивая за сутки 100 т молока, мы получаем ежедневно убыток в размере 100 тыс. рублей. За последние два месяца закупочная цена снизилась на 35%, в связи с чем, открытые в прошлом году три мегафермы будут окупаться, предположительно, в течение 50 лет", – говорит один из инициаторов акции, генеральный директор ООО "Управляющая компания АгроХолдинг Кубань" Федор Дружинин.
Ему вторит и директор ЗАО "Агрофирма Мир" Николай Титовской. "Закупочная цена на молоко – 9 рублей. В торговлю оно поступает по 14-15. А на полках магазинов мы видим цену в 23 рубля!", – утверждает он.
В конце концов местные власти все же пошли на контакт. Была сформирована специальная группа, которая и занялась проблемой. Об ее работе и перспективах выхода из молочного кризиса общественности было поведано на пресс-конференции, которая состоялась 30 июля.
По словам руководителя краевого департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Сергея Гаркуши, пути решения проблемы уже найдены.
"Рабочая группа была создана по инициативе администрации края, перед ней стоит задача отрегулировать механизмы в ценообразовании. Мы уверены, что соглашение, которое на сегодняшний день прорабатывается и будет вынесено на обсуждение 5 августа, будет подписано. В нем будут указаны доли участия всех трех сторон. Так, торговым сетям будет предложено установить 10%-ную торговую наценку. Власти страны оказывают беспрецедентную поддержку компаниям-производителям молока, что должно поспособствовать снижению себестоимости продукции. Однако, его по убеждению, у производителей, переработчиков и торговых сетей есть большой резерв для того, чтобы найти решение, удовлетворяющее все стороны", – пояснил С. Гаркуша.
Однако департамент не спешит обвинять в чем-то перекупщиков. По мнению чиновников, в сложившейся ситуации чуть ли не более их виноваты сами фермеры. Дескать, не нашли путей понижения себестоимости. Впрочем, эти объяснения никак не проливают свет на реальное (и, что немаловажно – синхронное) падение закупочных цен на молоко на юге России. Тут понижай себестоимость или не понижай – все равно работать приходится в весьма сложных условиях.
На сегодняшний день фактическая закупочная цена выросла на 50 копеек. Планируется, что на нужды молокопроизводителей государство выделит 3,5 млрд. рублей – это эквивалентно росту цены еще на рубль. Акции 31 июля не было. Как говорят фермеры, все решится 5 числа. Окончательно от идеи проведения протестного мероприятия они не отказываются.