Краснодарский край и Республику Адыгею несмотря на близость к «горячим точкам», в последние годы не сотрясали масштабные теракты. Но существует ли здесь подполье террористов, готовое в любой момент выйти на свет белый? Терроризм на Кубани: миф или реальность.
Республика Адыгея в последние годы стала на Юге России, на Северном Кавказе оазисом, свободным от терактов, от межэтнической напряженности. Она - своего рода пространство безопасности, достойный пример другим субъектам федерации. Но какой ценой это достается, как велики заслуги нынешней власти РА в обеспечении спокойствия - можно понять только на весьма широком фоне...
- Ваххабиты - хорошие, ты ничего не понимаешь, - жестко бросает симпатичная девушка спутнику в автобусе, едущем из Адыгейска. Спор в молодой компании, судя по всему, посетившей мечеть этого города, то и дело взлетает на повышенные тона на весь автобус. В воздухе долгожданное тепло, а тут в юных глазах - холодное ожесточение:
- Ваххабиты разные есть, и русские тоже. Вон в Интернете пишут: они просто за чистоту веры.
Даже если б только в этой компании так судили о ваххабитах - уже повод для тревоги. Тем более что на Кубани, в Адыгее проблема эта, увы, не теряет остроты - особенно в формате недавнего разделения одного федерального округа на два, чему сопутствуют не утихающие на Кавказе теракты, включая "подвиги" погибшего ваххабитского питомца Саида Бурятского.
А в Интернете в самом деле усиленно и довольно тенденциозно вспоминают события пятилетней давности, связанные с той самой мечетью в Адыгейске. Уверяют, что тогдашнего имама, привлекавшегося к уголовной ответственности и даже осужденного, обидели зря.
Причем на сей раз Интернет-активность, виртуальное кипение сопровождается куда более серьезными реальными картинами. Вот парадокс: чем больше ваххабитов изобличают в криминале - тем светлее стараются представить само это течение! Мол, это всего лишь ярлык. В таких оценках - два беспроигрышных варианта. Либо - не вдаваясь в связь с преступностью - эти люди ваххабиты, притом "хорошие", они за чистоту веры. Либо, если уж изобличены в криминале - то не ваххабиты!
Преувеличиваем? Скорее наоборот. Вот статья специалиста из Майкопа, кандидата культурологических наук в одном из серьезных журналов "Образование. Наука. Творчество" (2007. №4. С.82 и след.). Для автора ваххабизм - в светлых тонах и в широком контексте: "Деятельность исламских организаций на всех этапах демократизации была и остается наиболее организованной и целенаправленной, особенно в Чечне, Дагестане и Ингушетии". Терроризм в его понимании - закономерен: его причиной является "неспособность государства или международного сообщества ... разрешить давно существующие или возникающие проблемы". То есть в тех же краснодарских или армавирских взрывах повинны не криминальные наклонности каких-либо субъектов - а государство?.. Конечно, при таком подходе как не восхититься своими "героями": "Ваххабиты утверждают, что политическая власть должна принадлежать лишь "истинным мусульманам"... Следующим важным положением исламского радикализма является сопротивление несправедливости, и это является святой обязанностью мусульманина. Высшая справедливость наступит в обществе лишь тогда, когда мусульмане будут строго следовать шариату, и эта принципиальная позиция принесет людям благоденствие и процветание". От оппонентов этот специалист не оставляет камня на камне, осуждая непродуманную линию "традиционной имперской политики федеральных властей". А.Х. Кадыров, по его мнению, поплатился жизнью "за предательство ислама и чеченского народа". Специалист из Адыгеи заключает: "Продолжается рост рядов ваххабистов". Другой аналитик уверяет в связи с памятными кровавыми событиями в Нальчике: "Самая активная часть адыгского этноса - молодежь, как в России, так и за рубежом может пересмотреть свое отношение к политике России на Северном Кавказе. И одним из показателей этого являются события в г. Нальчике, где придание религиозного оттенка произошедшему неверно. По нашим сведениям это был акт отчаяния и протеста молодежи в условиях безысходности и невозможности как экономической, так и политической самореализации".
Отметим в этой оценке одну грань - кому должна принадлежать политическая власть. Включая такие места, как Адыгейск, ставший в последнее время центром деловой активности, лакомым куском для самых различных сил. Так, если в 2001 году объем промышленного производства по Адыгейску составлял чуть более 20 млн. рублей, а в 2003 году 31 млн. рублей, то 2005-й завершился с результатом в 66 млн. рублей. И пять лет назад в борьбе за пост главы города прямо-таки насмерть стояли два кандидата против третьего, якобы антиисламского, а на самом деле - просто борца с криминалом. Третий в тот раз победил - вопреки яростному противодействию и упомянутого имама, и тогдашнего президента республики. Но тот факт, что имам активно участвовал в политической кампании, не принес верующим пользы.
Прислушаться можно и к оценкам совсем иного тона. Северный Кавказ все больше становится частью "исламской дуги нестабильности", протянувшейся по линии Северная Африка - Ближний Восток - Балканы - Кавказ - Центральная, Южная и Юго-Восточная Азия. В то же время как наиболее слабое и уязвимое звено российской государственности, регион становится объектом пристального внимания традиционных стратегических противников России в лице западных государств, других стран, зоной специфических интересов со стороны исламистов, международных террористических организаций и накопления потенциала иностранного вмешательства во внутренние дела России, - писал десять лет назад аналитик доцент В.Е. Мишин в работе с точным названием: "Северный Кавказ: вызов власти" // Власть в России: теория, традиции, перспективы. Материалы международной научной конференции. Волгоград: Изд-во Принт, 2000. С.311-312). За эти годы если что внутренне изменилось - то в сторону усугубления.
Из того, что наш край и Адыгея не вошли в новый СКФО, не следует, будто нас освободят от северокавказских проблем. Скорее - наоборот; как уже писала наша газета, особенно в 5-м номере, "жизнь вместе с северокавказскими республиками продолжается". Дальновидность властей в нашем ФО, в частности продуманная стратегия и тактика президента РА Аслана Тхакушинова, пока не дает прорваться самым опасным устремлениям. Но дурная энергия, нарастая и встречая сопротивление, все же ищет выход.
Да, избегать напряжения следует.
Но не до беспамятства же. Как забыть, что в крае с ваххабизмом связаны все успешные супертеракты: от взрывов на краснодарских остановках до захватов заложников. Равно как и во многих других местах, даже за океаном. Но там сделали вывод - и после 11 сентября почти 10 лет ничего опасного, слава Богу и Аллаху. А у нас - не слава Богу...
В
этом ракурсе в ваххабитах нет ничего
национального и конфессионального -
только криминальное. Как в их воспитаннике
ваххабитов В. Сенченко, организаторе
взрыва на краснодарских остановках в
августе 2003-го, и его подельниках. Готовил
их по минно-взрывному делу и тактическим
навыкам, между прочим, знаменитый центр
"Кавказ", чьи далеко протянутые
щупальца рубить крайне сложно... Да и
гораздо позднее по краю расползалась
эта смертоносная зараза. И в 2010-м не так
уж далеко от Кубани прогремел во всех
смыслах Саид Бурятский -
кстати, сын русской и бурята, но пасынок,
питомец ваххабита. Полного отождествления
с этнической сутью тут быть не может -
все гораздо опаснее. И если именно в эту
мечеть стремятся люди самых разных
наций - стоит задуматься
о многом.
Конечно, по таким сюжетам нельзя не обратиться к специалистам - в данном случае из спецслужб. На запрос редакция получила ответ, который в основных позициях приводится далее. Но прежде уточним повод - в его трагической полноте: исторической, социальной, психологической, даже медицинской. Ведь для молодых россиян бросаться в объятья террористов, становиться их марионетками - в общем, непривычно. Если б даже 20-25 лет назад, не говоря уж о более давнем прошлом, предположили: а вот твоя дочка Любочка, сын Олежек станут шахидами, - на такого пророка глянули бы в лучшем случае с недоумением. Алкоголизм, "традиционный" криминал, даже нарко- и токсикомания - беды, с которыми, увы, давно "сроднились", от чего они не менее жуткие, но хоть в чем-то более понятные. А терроризм - как источник и носитель распада личности, самоистребления, Интернет-зависимости, психозов?... Мы не очень-то представляем его внутренние пружины, глубинную природу, причины скорбной эффективности.
И тут очень кстати комментарий профессионалов. "В сети Интернет, - поясняет авторитетный специалист, которого назовем Юрий Денисович, - функционирует большое количество исламских новостных агентств и сайтов, напрямую не связанных с террористическими и экстремистскими организациями, но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах. Качество разработки многих сайтов этих организаций говорит о том, что они созданы специалистами-профессионалами. Манера и способ подачи информации умело сочетают рациональную и эмоциональную составляющие, благодаря чему она воспринимается не только на уровне сознания, но и на более тонком, глубинном, психологическом, подсознательном уровне, что гарантирует более полное ее усвоение и длительное воздействие на мировосприятие и поступки человека.
Материалы террористической направленности публикуются, по меньшей мере, на 40 различных языках, в том числе на русском. Пропаганда терроризма относится к одному из основных направлений работы террористов в сети Интернет наряду с вербовкой, обеспечением связи, подготовкой и финансированием. Это направление включает пропаганду террористической идеологии, освещение в выгодном свете собственных действий, придание огласке ответственности за совершение террористических актов, использование методов психологического воздействия для нагнетания страха и тревоги, а также активную борьбу с информационными ресурсами противника.
Аналитик Центра исследования терроризма, проводящего исследовательскую работу по заказу американского правительства, считает, что для "Аль-Каиды" выживание идеологии намного важнее, чем выживание любых ее физических активов или членов, а Интернет - это способ гарантировать распространение идеологии. По мнению Стивена Ульфа, исследующего распространение идеологии исламского экстремизма в Интернете, фактически посредством сети создается новая идеологическая среда - "глобальная мечеть", где проповедуют радикально настроенные имамы. В отличие от реальных мечетей, которые во многих странах находятся под наблюдением спецслужб, Интернет контролировать крайне сложно. Кроме того, "Аль-Каида" постоянно осваивает новые методы информационного воздействия. Например, для еженедельных новостных программ активно применяется веб-трансляция. Для привлечения внимания к таким новостям широко используется баннерная реклама на близких по тематике сайтах.
К числу используемых террористами методов информационного воздействия относится нагнетание страха за счет дезинформации и психологических приемов".
Ваша соседка Люба все сидит в Интернете; она только что была дома у дисплея, оглянулся - нет... а ее уже звать Шахида, и с соответствующим поясом она вошла в вагон поезда...
А когда выясняешь причины этого смертоносного процесса - все же легче, не обольщаясь, упредить его. Ваш сын-брат-приятель запутался в Сети, одурманенный теми самыми сайтами? Так приведи ему ясную картину - чем обернулась эта паутина для его ровесника, того же несчастного Саши Т.-Гражданского. Или горестный фрагмент из той же Сети - в нем кубанский паренек, ставший жертвой оборотней, перед позорной смертью вспоминает родительский дом, цветущий сад. Вдруг такая аналогия поможет. Станет противоядием. И с бедой справится здравая сила, будь то родитель, друг или вообще та грань личности, которая отвечает за позитив