Советское наследие – предприятия, плотины, мосты – катастрофически ветшает. Еще одним подтверждением этому стало ЧП, произошедшее на прошлой неделе в Адыгее.
20 мая на 1346 километре федеральной автодороги М4 "Дон", неподалеку от аула Тугургой, обрушились три пролета моста (размером 20 на 5 метров), обеспечивающего выезд на автодорогу Краснодар-Новороссийск. Трагедии не случилось только чудом – во время обрушения моста здесь проезжали 20-тонный бетононасос и пассажирский автобус. В результате грузовой автомобиль зажало, водителю помогли выбраться из машины. В общем, обошлось без жертв.
Сообщается, что рухнувший мост был построен около 25 лет назад. Адыгея не являлась его заказчиком и не выполняла работы по его сооружению. До 1 мая 2010 года виадук обслуживался Управлением федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю. После этого дня он был передан в ведение Краснодарского территориального управления государственной компании "Российские автомобильные дороги". Тем не менее сотрудники дорожных служб Адыгеи, по словам их руководства, готовы оказывать содействие в решении всех вопросов в связи со случившимся.
– Мост выведен из строя как минимум на 3 месяца. Только после того, как все работы будут проведены (проект и все остальное), приступят к ремонту моста, – прокомментировал начальник территориального органа МЧС по Республике Адыгея Байзет Чесебиев.
По предварительным данным, могла обрушиться из-за старения и усталости металла, заявил начальник краснодарского территориального управления госкомпании "Автодор" Николай Ильин.
Ирония судьбы – проезд по этому мосту федеральные власти в ближайшем времени планировали сделать платным. Было бы совсем некрасиво, если бы разрушился коммерческий участок дороги, которому по идее надлежит быть идеальным во всех отношениях.
Версию "теракт" отмели сразу. Впрочем, стало ли легче от этого? Ведь с терроризмом можно бороться. А как бороться с ветшающими конструкциями тридцатилетней давности – с осыпающимися мостами, взрывающимися шахтами, лопающимися трубопроводами, прорывающимися плотинами? Причем такими конструкциями, которые в обозримом будущем заново не возведешь – что мог позволить себе СССР, не всегда может позволить сегодняшняя Россия. А когда строительство все же удается завершить, зачастую получается то, что получилось с мостом через Волгу в Волгограде, чуть было не упавшим практически в тот же день, что и мост в Адыгее.
И ведь случай на трассе "Дон" – не единичный. Прошлым летом произошло обрушение части моста на улице Северной в Краснодаре – двенадцатиметровый фрагмент пешеходной дорожки упал на железнодорожные пути, проходящие по улице Щорса. Как заявлялось официальными лицами, мост не выдержал перепадов температур и высоких нагрузок. Заметим, что построен этот объект был тоже в середине 70-х годов.
И опасения, по сути, вызывает все, что было построено или пущено в эксплуатацию более 30 лет назад. Много говорится, к примеру, о постепенном разрушении конструкции Яблоновского моста.
Несмотря на постоянное латание дыр, ремонт дорожного покрытия и прочие консервирующие мероприятия, у всего есть свой срок службы. И как мы видим, далеко не всегда он оказывается достаточно большим. Современным людям, вероятно, еще далеко до строительного искусства древних римлян или египтян. Ну, или в те времена реже рассчитывали "на авось".