О том, что интересного есть в окрестностях Мезмая и как туда проехать на авто, рассказывает житель поселка, заядлый турист и гид, фотограф и просто уникальный человек Геннадий Завада.
Горы. Лес. Примечательное и легкодоступное Гуамское ущелье . Бездонные каньоны, водопады, хрустальные речушки, пещеры, высокогорные поляны, субальпийские луга – это и есть Мезмай. Здесь хорошо отдыхать, общаться с природой в любое время года. Мезмай переводится на русский язык как лес диких яблок. Поселок расположен перед Кавказским биосферным заповедником в северной части уникального Лагонакского нагорья. Раньше с Апшеронском его связывала узкоколейная железная дорога, построенная заключенными в годы первых "cталинских" пятилеток. Во времена перестройки она была разрушена селевыми потоками. Сейчас ее пытаются восстановить, но только для туристских целей.
В свое время Апшеронский леспромхоз считался одним из крупнейших европейских поставщиков ценных лесоматериалов, а Мезмайский лесопункт слыл его ударным подразделением. Сейчас леспромхоз обанкротился, и лесозаготовками занимаются многочисленные вновь созданные акционерные общества. Естественно, им нет никакого дела до развития высокогорных поселков. Дороги приходят в негодность, ими практически никто не занимается. Если в Гуамку проложена асфальтированная автострада, то попасть на легковом транспорте в Мезмай порою бывает проблематично. Сейчас сюда ведут две проселочные дороги: одна начинается в сорока километрах от Апшеронска от станицы Нижегородской (протяженность 18 км), а вторая протянулась через Майкоп, поселок Каменномостский по дороге к турбазе "Лагонаки ". Поворот направо через два километра после указателя на пещеру "Нежная". Через 12 километров вы в Мезмае.
Сейчас районные власти находятся в ожидании чуда. Где взять инвесторов, готовых вложить в развитие туризма солидные деньги, не рассчитывая на мгновенную отдачу?
Разумеется, если Сочи станет столицей будущей зимней Олимпиады, то положение в корне изменится, и Мезмай станет одним из опорных ее пунктов. На территории муниципального образования в перспективе запланировано строительство гостиничных комплексов и турбаз. Через поселок будут проложены асфальтированные дороги к Главному Кавказскому хребту и Черному морю. Возможно, предвестником экономического чуда станет закон о развитии курортного дела, который сейчас готовится в Думе.
Круглый год Мезмай посещают тысячи туристов. Особенно интенсивен поток отдыхающих летом. Приезжают на своих машинах, многие заявляются пешком из Гуамки по живописному ущелью (9 км). Три раза в неделю (вторник, среда, пятница) в 14.00 от Апшеронского автовокзала отходит в поселок вахтовый "Урал".
В Мезмае есть на что посмотреть. К станице Темнолесской, к пещерам "Большая Азишская ", "Нежная" и другим, ко многим историческим и природным объектам можно подъехать на машине. Инициативной группой разработано более 20 пеших экскурсионных однодневных маршрутов и походов с ночевками. Началась работа по их оборудованию и маркировке. Существует твердое поверье: тот, кто хоть раз здесь побывал, обязательно вернется.
Справка "Выходного"
Если Апшеронский район на Кубани величают "Медвежьим углом", то Мезмай и Темнолесскую можно с полным правом обозвать его "берлогами". Окруженный с трех сторон хребтами Азишским, Гуамским и Лагонакским поселок лесорубов Мезмай недавно отметил свое 140-летие.
До Мезмая:
от Апшеронска – 60 км
от Белореченска – 100 км
от Краснодара – 180 км
от Майкопа – 80 км
от Сочи – 60 км
от Москвы – 1500 км
от Нью-Йорка – 10000 км
от Нижегородской – 18 км
от Парижа – 5000 км
от пещеры "Нежной" – 14 км
от Ростова – 450 км
Как добраться?
На машине
1. Через Майкоп до пос. Каменномостский в сторону Гузерипля и т/б "Лаго-Наки", перед ст. Даховская через мост через р. Белая, через 2 км после пещ. "Нежная " поворот направо. До Мезмая 12 км по проселочной дороге. "Икарусы" и "Мерседесы" не пройдут.
2. Через Апшеронск до ст. Нижегородская и на Мезмай 18 км проселочной дороги. Дорога "перестроечная" для вездеходов.
На автобусе
Рейсовым автобусом от Белореченска или Краснодара до Апшеронска – авт. ("Урал", "вахта") в 14.00 до Мезмая (кроме пон., четв.), авт. до Гуамки и пешком по Гуамскому ущелью (10 км). В скором времени обещают пустить "узкоколейку".
Мнение читателя
Золотые километры
Мезмай… Когда я слышу это слово, в памяти всплывает история, которая произошла со мной в позапрошлом году… Середина ноября, погода стоит осенняя: накануне шел дождь, но впереди выходные, и прогноз оптимистичный. Брат приглашает съездить в Мезмай. Много раз слышав об этом "удивительном" месте, я там ни разу не была. Сразу соглашаюсь…
Загрузив полный багажник нашей 99-ки продуктами, напитками и вещами, мы выехали. Хорошо еще, что я догадалась взять с собой старую теплую куртку, которая потом очень пригодилась. Погода там не краснодарская – холодно и промозгло. Уж не знаю, с кем брат обсуждал, как лучше доехать до Мезмая, только добирались мы короткой дорогой через Апшеронск, ориентируясь по атласу дорог. Тем, кто ни разу не был в этих краях, советую съездить. Отличное дорожное покрытие, великолепные спуски и подъемы, машин мало, правда, с указателями плоховато, но зато природа просто великолепная.
Тихо и неторопливо, любуясь местными красотами, к полудню мы въехали в поселок Гуамка . Маленький и грязный. Может быть, сейчас что-то изменилось, но тогда у меня сложилось именно такое впечатление. Группы бойскаутов с преподавателями в камуфляже уходили в ущелье, тут же стояли автобусы с туристами, которые медленно и лениво по одному-два человека ползли в том же направлении. Вообще из Гуамки в Мезмай ведут две дороги – одна через Гуамское ущелье, протяженностью 9 км, другая – в объезд, в три раза короче. О ней знают и используют ее только местные, кому удалось обзавестись нехилым внедорожником. Далеко не каждая "Нива" там пройдет, потому что участок этот вовсе не дорога, а убогая колея, перемещение по которой сопряжено с риском не только для автомобиля, но и для жизни. Об этом мы узнали позже…
А пока, созвонившись с хозяйкой гостиницы и ожидая машину, которую она должна была прислать за нами и нашими вещами через час, мы пошли в Гуамское ущелье. Не знаю, почему все с таким восторгом говорят об этом месте, ничего особенного в нем нет. Поначалу, конечно, интересно, что там и как, но потом, понимаешь, что все очень однообразно, а от гула падающей в пропасть воды начинает болеть голова…
Сначала нам попадались идущие обратно группы туристов, потом одиночные – отставшие, потом только пивные банки и бутылки. Подстегиваемые интересом, а что же там будет дальше, мы не заметили, как ушли довольно далеко. Час быстро пролетел, сотовый в ущелье не работал. Возвращаться обратно в Гуамку не хотелось. И мы решили идти дальше – в Мезмай. По колено в грязи, уставшие и голодные, часам к пяти мы все-таки туда вышли. Гостиницу нашли, извинились пред хозяйкой за то, что не дождались водителя, посмотрели номера. Соотношение цена-качество вполне было приемлемым – 1200 рублей за сутки (гостиница была новенькая, недавно отстроенная, с тренажерным залом, горячей водой и кухней). Правда, немного попахивало сыростью... Оставалась загвоздка – вещи и еда на автостоянке в Гуамке. Брат с другом – любители цивилизации – посчитали, что без них просто никуда и стали расспрашивать хозяйку, как можно их забрать.
Очередная машина – пикап "Тойота" соглашается нас отвезти за 1000 рублей. Поверьте, отдали бы и больше, лишь бы оттуда выбраться. 3,5 километра мы преодолевали час. Скорость – 10-20 км/ч. Дорога – умереть не встать. Глубокие выбоины, грязь, ямы, закрытые повороты, постоянная тряска и опасность свалиться в пропасть. Ужас, подогреваемый рассказами водителя о том, сколько машин здесь постоянно застревает и разбивается, усиливался при взгляде на прибор, показывающий горизонт. Он то и дело зашкаливал.
Как только добрались до поселка, то сели в свою машину и поехали в Краснодар. В город въехали далеко за полночь. Счастью не была предела…
Представляете, за два года у меня ни разу не возникло желания съездить в Мезмай. А если оно возникнет, я точно знаю, что через Гуамку больше туда никогда не поеду. Да и вам, дорогие читатели, не советую. Поезжайте через Майкоп – дальше, но вернее, а, главное, дешевле!
Фото: Геннадий Завада
Статья была опубликована в журнале "На Юге Выходной", № 32, май 2006.