Краснодарский общественный транспорт со скрипом пытается освоить современные технологии. Но, к сожалению, это касается в основном не обновления парка порядком изношенных машин. Тренд сезона – транспортная карта.
- Наверное, уже все успели узнать – что это такое и зачем это надо. По официальным данным, в Краснодаре уже порядка 13 тысяч горожан стали пользователями транспортных карт (впрочем, пять тысяч из них розданы бесплатно). По крайней мере, об этом сообщают в пресс-службе администрации города. "С каждым днем все больше горожан, став пассажирами общественного транспорта, оплачивают проезд, используя транспортную карту. Она освобождает горожан от неудобств, связанных с наличием монет или десятирублевых купюр, и к тому же экономит средства за счет гибкой системы скидок", – говорят чиновники. По их мнению, основной мотивацией горожан должна стать экономия средств. Дескать, при пополнении баланса карты до 200 рублей скидка на проезд составит 5%, 400 рублей – 10%, 600 рублей – 15% от базового тарифа, или, другими словами, поездки будут обходиться в 8,5 рублей.
- Разумеется, с чисто финансовой точки зрения пресловутая карта для многих краснодарцев очевидно убыточна. Речь идет о пользователях абонементов. Если раньше на практике можно было совершать неограниченное число поездок в месяц, то сейчас это выходит в копеечку. Что, конечно, порождает недовольство.
- И не только недовольство, но и потенциальные убытки. Как справедливо заметил один из участников популярного кубанского форума: "И что помешает "обвалидаторенному" кондуктору (т. е., кондуктору, имеющему устройство для приема оплаты с карты – "МК") в будущем брать "пять рублей и без валидатора" за проезд? Соответственно всем приятно: кондуктору денежка на карман, пассажиру экономия в 50 %".
- Возникает и ряд более существенных вопросов. Например, до сих пор нет ясности – что делать, если трамвай или троллейбус сломался. Раньше в таком случае подтверждающим документом, позволяющим бесплатный проезд, считался билет с соответствующим серийным номером. Теперь же все достаточно смутно. Как говорят чиновники: "Если трамвай сломался, вы пересаживаетесь в другой и не будете заново оплачивать проезд. Второй раз платить не придется. Если будет такой случай, и вы заплатите дважды – будем разбираться вплоть до увольнения. Обращайтесь к нам в управление, мы Вас поддержим. Или к оператору". Хочется верить, что "вплоть до увольнения". Как вот только все это доказать, если рядом не окажется контролера с соответствующим считывающим устройством?
- Отметим, что опыт введения транспортных карт в других городах России, названный нашими чиновниками "позитивным", вовсе не так однозначен. Там сталкивались ровно с теми же проблемами, с какими мы сталкиваемся сейчас. Но главная из них – несоответствие обещаний властей их реальным действиям. Мнение из Красноярска: "Транспортной карте исполнился год,а где результаты работы??? Безлимитного проездного до сих пор нет, одни обещания, пишешь в департаментам лишнее слово бояться сказать. Как можно отследить пассажиропоток,если есть альтернатива ехать на "Газели". "Сезонка"привязывала ждать транспорт, а карта совсем нет!"
- И, похоже, бесконечные бесплодные обещания ждут и Краснодар. "На сегодняшний день оператор прорабатывает возможности пополнения карт в терминалах. Сейчас проходит финальное тестирование этой возможности и в последние предновогодние дни, ориентировочно с 30 декабря, в городе можно будет через терминалы Forward Mobile пополнить транспортные карты. На первом этапе будет 50 терминалов, но уже к февралю их количество составит не менее 300 в черте города. Они будут находиться на остановочных пунктах, чтобы горожанам было удобно ими пользоваться", – эти слова были сказаны еще осенью. Несколько дней назад чиновники опять говорили, что вопрос о введении терминалов оплаты "рассматривается".
- Но вообще транспортное управление, судя по всему, не слишком переживает. Вот пара цитат из заявления начальника управления Евгения Каролиопуло: "Наш инвестор самый лучший и самый профессиональный. Он внедрил эту систему уже в 8 регионах, а для нас предложил улучшенную систему", "Касательно пробок, наш транспорт куда быстрее, чем автобусы малой вместимости".
- Скептики же видят во всем этом разве что поиск новых средств заработка. Тем более, что карты выпускаются одним-единственным банком. А в самом же управлении транспорта уже говорят о том, что справедливая цена за одну поездку на краснодарском трамвае – не 10, а 15-16 рублей. Если учесть, что сейчас у ТТУ вообще пропадают всякие стимулы вводить удобные людям маршруты с минимумом пересадок (так как каждая пересадка теперь – это гарантированные 10 рублей), то ситуация выглядит совсем невесело. Что-же, будем ходить пешком.
- Василий Иванов, "МК на Кубани"