Яхты бывают парусные и моторные. В этой статье речь пойдет о парусных яхтах: какие они бывают, чем отличаются друг от друга.
Общие сведения
Парусная яхта имеет две главные части: корпус и вооружение. На корпусе размещается экипаж и предметы снабжения яхты. Под вооружением понимают паруса и все устройства для установки парусов и управления ими.
Типы парусных яхт
В парусном спорте используются яхты самых различных видов и размеров. В зависимости от условий плавания в том или ином районе применяют большие или маленькие яхты той или иной конструкции. Существует два основных критерия, по которым можно определить тип яхты. В первую очередь, он определяется ее назначением и районом плавания: для катания с семьей по водохранилищу или для кругосветной регаты. Во-вторых, тип парусной яхты определяется конструкцией корпуса и вооружением.
По первому признаку различают крейсерские и гоночные яхты. Основное назначение гоночных яхт – парусные гонки на ограниченных дистанциях, поэтому гоночные яхты строят предельно легкими. Для дальних плаваний они недостаточно прочны и не имеют бытовых удобств. Крейсерские яхты, наоборот, имеют очень прочную конструкцию и максимум бытовых удобств. Они отвечают своему основному назначению – крейсерским плаваниям и гонкам в открытом море с большим удалением от базы. Однако не все крейсерские яхты способны ходить через океаны. Их так называют, чтобы отличать от чисто гоночных яхт, которые не имеют каюты, рубки, трюмов, да и киль у многих из них (швертботов) убирающийся – шверт. Понятно, что кроме бутербродов и бутылки лимонада в такую яхту припасов не погрузить. Кроме того, швертботы легко переворачиваются даже при среднем и слабом ветре, поэтому дальние походы на них лучше совершать по рекам и небольшим озерам.
В современном парусном спорте чисто крейсерские яхты мало распространены. Имеется большое количество яхт для участия в морских гонках, которые называют крейсерско-гоночными. Такие яхты пригодны и для дальних плаваний, вплоть до океанских. Крейсерские и крейсерско-гоночные яхты снабжены необходимым штурманско-навигационным оборудованием и, как правило, вспомогательным двигателем.
Итак, в первую очередь вы должны определиться с назначением яхты. То есть необходимо четко представлять, где ваша яхта будет эксплуатироваться, что должна иметь на борту и какой именно быть: какого размера и типа. Размер выбираемой яхты будет зависеть от многих факторов: количества человек на борту, их суммарного веса, грузоподъемности, необходимости буксировать яхту автомобилем, суммы затрат и т. д.
Если в вашем распоряжении только глубоководная морская акватория и прекрасная стоянка, есть смысл остановиться на классическом килевом варианте. Если же вы не живете у моря и большую часть времени вынуждены довольствоваться реками и водохранилищами или, например, поблизости и то и другое, есть смысл подумать и, возможно, остановиться на варианте швертбота. Кажущаяся несолидность такого судна – это чисто психологический барьер, легко преодолеваемый массой эксплуатационных преимуществ. Обеспечить ему устойчивость, а значит и безопасность, не уступающую килевой яхте, дело техники. Швертботы стоят гораздо дешевле килевых яхт, они легки в управлении и эксплуатации, в общем, это прекрасная возможность проводить уик-энды и при этом ни от кого не зависеть.
Это один из типов яхт. У швертбота мелкосидящий и относительно широкий корпус. В середине корпуса сделана щель, в которой помещается плоский (металлический или деревянный) выдвижной киль – шверт. Когда нет необходимости в дополнительном боковом сопротивлении (например, при попутных ветрах) или когда проходят мелкое место, шверт можно поднять и даже совсем убрать в швертовый колодец.
Остойчивость швертбота (способность судна возвращаться на воде в исходное положение мачтами строго вверх после уменьшения воздействия какой-либо силы, которая вызвала отклонение) много меньше, чем килевой яхты. В основном остойчивость швертбота обеспечивается соответствующей формой корпуса – плоского и широкого. Швертбот может перевернуться при неумелом управлении, поэтому он менее безопасен при плавании в море и открытых водоемах, чем килевая яхта.
Килевая яхта
Днище корпуса килевой яхты переходит в глубокий плавник, создающий значительное боковое сопротивление. Для придания большей остойчивости к нижней части этого плавника крепится чугунный или свинцовый груз, называемый балластным килем или фальшкилем. Яхты такого типа предназначены для плавания на морях и озерах с глубокой водой и сильными ветрами и волнением. Килевая яхта обладает очень большой остойчивостью и в обычных условиях не может перевернуться. Плавать на килевых яхтах по рекам и мелким озерам затруднительно из-за большой осадки.
Яхта-компромисс - это промежуточный тип яхт, совмещающий характеристики описанных судов. Так, для получения повышенной остойчивости при небольшой осадке строят суда, имеющие шверт, проходящий внутри балластного киля. У этих судов осадка без шверта меньше, чем у килевых яхт, но больше, чем у швертботов. Такие яхты называют компромиссами. Раньше компромиссы использовались в основном как крейсерские яхты в районах, где имеются значительные открытые водные пространства с сильными ветрами, но с малой водой, а также для комбинированного плавания, когда приходится часто ходить из реки в море, канал, водохранилище и т.п. Однако в последние годы появилось много крейсерско-гоночных компромиссов для морского и даже океанского плавания, у которых шверт ставится для регулируемого изменения бокового сопротивления яхты.
Парусные яхты могут иметь не один, а два или даже три корпуса. Тогда они называются катамараны и тримараны.
Еще один тип парусных яхт – тримаран . У него три корпуса: средний (более широкий, чем у катамаранов, но намного уже, чем у яхт) и два разнесенных и слегка приподнятых боковых, очень узких. Боковые корпуса, по существу, являются поплавками, обеспечивающими остойчивость. При крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых. Тримараны получили в свое время большую популярность как крейсерские яхты, но сейчас к ним интерес в значительной степени упал. Дело в том, что на волне они довольно плохо управляемы, имеют резкую качку и испытывают сильные удары, которые могут привести к разрушениям. Большая начальная остойчивость на малых углах крена не защищает тримараны (как, впрочем и катамараны) от стремительного переворачивания, если ветровые и волновые условия (или ошибки в управлении) приводят к незначительному превышению допустимых углов крена. И тогда уже катамаран или тримаран поставить в море "на ровный киль" практически невозможно.
Кроме того, что яхты различаются по своему назначению и форме корпуса, они различаются и по вооружению. Типы парусного вооружения довольно разнообразны и зависят в основном от условий, в которых предстоит плавать судну, и от его размеров. Вооружение парусных судов различается по форме основных парусов.