Во время греческих гастролей краснодарская балетная труппа Юрия Григоровича буквально "порвала" публику. В интервью читателям "Отдыха.на Кубани.ру" Юрий Николаевич рассказал о том как прошли гастроли, планах на юбилейный для Маэстро год, и о своем отношении к скандальной реконструкции Большого театра.
- Юрий Николаевич, говорят в Греции, несмотря на непростую политическую обстановку, на выступлении Краснодарских артистов балета яблоку негде было упасть?
– Да, это правда. Мы привезли с собой Лебединое озеро" и "Спартак". Девять спектаклей в зале, рассчитанном на две с половиной тысячи человек. Даже когда на заключительный спектакль приехала генеральный директор творческого объединения "Премьера" Татьяна Гатова, ей пришлось сидеть на приставном стуле. Мест не было даже для "своих".
- А почему в качестве гастрольного тура была выбрана именно Греция?
- Так получилось. Нам сделали очень достойное предложение организаторы этих гастролей – греческая сторона. Греция ведь Мекка всех искусств. Поэтому выбор очень достойный. Одно из греческих агентств, пригласив нас для участия в этом гастрольном проекте, сделало все для того, чтобы нам было комфортно выступать. Артисты
жили в пятизвездочном отеле. У них был личный греческий массажист, не пришлось возить с собой краснодарского. Какой-то кризисной обстановки мы не ощущали. Все было спокойно. В искусстве кризиса не бывает. Людям всегда нужны качественные хорошие спектакли. Полные залы, абсолютное признание и долгосрочная перспектива сотрудничества – чего еще можно желать? Надеюсь, что предстоящие гастроли краснодарского балета в США пройдут на таком же высоком уровне.
- Не могу не задать вам вопрос о нагремевшей реконструкции Большого театра. Премьер Большого Николай Цискаридзе говорит о том, что театр безнадежно испорчен: того Большого уже нет и никогда не будет. Вы с этим согласны?
- Вопрос, конечно, замечательный. Но при этом я по крайней мере должен быть строительным экспертом (улыбается). На самом деле я проработал руководителем Большого театра тридцать три года, и прекрасно помню, каким этот театр был и каким он стал. Некоторые двери в зале и амфитеатре не открывались потому, что проседал потолок. Сцена требовала совершенно нового технического оформления. Но есть два аспекта преобразований Большого: реставрация того, что уже есть: позолота, канделябры и так далее – все это так и осталось. И отреставрировано все очень хорошо с моей точки зрения. Но самое трудное – это именно техническая сторона, то есть реконструкция. Начиная со сценического пола, который теперь может двигаться во всех необходимых для постановки направлениях и заканчивая светом, который делали мастера из Германии. Вся система компьютеризирована. Акустика усилена: внесены специальные породы дерева для резонанса, обивки сделаны по спецзаказу в Италии. Паркет был заменен мраморной крошкой. Когда занимались люстрой – заменили старые лампы на хорошие новые, но наверху оказалось, что живопись на потолке от такого мощного света начала разрушаться. Пришлось заново опускать люстру, менять лампы... это большой труд. Поэтому мне кажется, что проделана очень большая работа. И далеко не плохая.
- Что происходит в Большом сейчас?
- Наступил очень сложный период – монтировки спектаклей. Нам приходится все переносить из филиала в в театр: все декорации, костюмы и так далее. Поверьте, это не так просто. Фактически нам приходится переписывать декорации заново потому, что те, что были на основной сцене не помещались в филиальную, разные габариты. И наоборот. далее. Поверьте, это не так просто. Фактически нам приходится переписывать декорации заново потому, что те, что были на основной сцене не помещались в филиальную, разные габариты. И наоборот.
- Художественное оформление ваших спектаклей в Большом и в Краснодаре выполнил...
- Его выполнил мой давний друг художник Симон Вирсаладзе. Почти все спектакли оформлены им. Я работал также в Варшаве и здесь в России с замечательным сценографом, известным во всем мире – Эцио Фриджерио. Он сделал одну из редакций "Спящей красавицы".
- Юрий Николаевич, кто из людей оказал на вас самое большое влияние в жизни?
- Если брать хореографию, то Мариус Петипа. Я ведь родился в Ленинграде, окончил там училище, 17 лет танцевал в Мариинском театре и замечательно знаю его творчество. Для меня очень важно сохранить то, что заложено в основах классического русского балета Мариуса Петипа. Второй человек, который на меня повлиял, это
мой учитель – Александр Викторович Ширяев. И не многие знают, что он был заместителем Петипа. Это он впервые учил меня танцевать мазурку и полонез под музыку "Спящей красавицы" Чайковского, которая была впервые поставлена в 1890 году. И этот спектакль вечен. Он до сих пор не сходит с афиш всех самых крупных театров мира. Это удивительно, ведь искусство – как женщина. Либо нравится, либо нет. Оно не может нравиться всем, но обязательно кому-то одному.
- Юрий Николаевич, 2012 год для вас – юбилейный. Как планируете его провести?
- Я вообще никогда не рассказываю о планах. Я считаю, что об этом можно говорить только тогда, когда есть конкретное подтверждение того, что они осуществятся. Только тогда, когда они уже начали реализовываться. Когда рассказываешь раньше времени о своих задумках, что-то уходит у художника. Что касается творчества, то афиши как Краснодарского балета, так и труппы Большого театра расскажут о моих планах вернее всего. Могу сказать, что сейчас мы с Краснодарской труппой готовимся к гастролям по Америке. Два с половиной месяца мы будем в США. Огромные гастроли, в которых много спектаклей. Ну а когда приедем оттуда, расскажу Вам о том, что будет дальше.