В российских кинотеатрах стартовала премьера фильма "Каникулы строгого режима". В Краснодаре премьерный показ жизненной комедии, который прошел в "Киноцентре" на Красной площади, собрал полный зал.
Уже титры ленты "Каникулы строгого режима" приводят в недоумение и удивляют – причем тут японская стилистика: музыка, стихи, стилизованные буквы, нарисованные пейзажи?... Но в процессе просмотра фильма перманентная японская тема смотрится вполне органично и еще больше привлекает внимание зрителя. "Если бы не было японской тематики, самой рамы, то история была бы более приземленной, более "натуральной", бытовой. Мы надеемся, что японская тема поднимает ее немного над землей. Если говорить о метафоре, то два героя Кольцов и Сумароков (в фильме "авторитет" Сумрак) – люди, которые выбрали для себя путь настоящих воинов, стоящих на страже слабых, бедных, на защите справедливости", – рассказал на предпремьерном показе режиссер фильма Игорь Зайцев.
Первоначально сюжет развивается довольно обычно: два уголовника, первый – с "тремя подходами по пять" авторитет Сумрак, второй – бывший оперуполномоченный криминальной милиции Кольцов, совершают побег из колонии строгого режима. Кстати, примечательно, что сюжет фильма основан на сценарии, который написал необычный тандем авторов – Андрей Кивинов и Федор Крестовый. Один – отработал 12 лет в милиции, второй – отсидел 12 лет. Вначале сюжет несколько напоминает ставший классикой фильм "Джентльмены удачи": побег из тюрьмы, маскировка под обычных вольных граждан. Но затем... герои фильма неожиданно оказываются в детском пионерском лагере. По закону жанра нелепо выглядящих псевдомилиционеров принимают воспитателями в пионерский лагерь. И даже их нелепый вид не мешает этому: Сумрак одет в подростковую майку с Микки Маусами, у него перебинтована голова, есть фиксы; Кольцов натянул милицейскую рубашку, явно короткие ему брюки и тапочки на босу ногу.
Именно с этого и начинается все самое интересное. Издевательство подростков над "бедными уголовниками-воспитателями", смешные ситуации, основанные на непонимании "гражданскими" воровского закона.
Картина получилась в духе классических советских лент. Это семейное кино: доброе, смешное, где-то слегка наивное, с воспитательными мотивами, верой в хорошего человека и мягким юмором. Это комедия, но комедия, жизненная. Как отмечают сами создатели картины, основная тема истории – путь героя к самому себе. Путь к освобождению и к понятию, что есть свобода (внутренняя и внешняя). Основной идеей ленты стал мотив перерождения личности Виктора Сумарокова – через роль воспитателя, общение с детьми, ответственность за детей, первую, по сути, влюбленность. А также роль черта, которую на зоне должен играть самый низший, а не держатель "общака" Сумрак. На воле – это просто персонаж, изображать которого не унижает достоинство. Наверное, из-за того, что этот образ Сумарокова находится в постоянном развитии и перед зрителем открывается все новые и новые грани, кажется, что это настоящий, живой человек.
В общем, в "Каникулах строгого режима" кино каждый найдет что-то свое. Финал ленты навевает тихую грусть. Но в то же время оставляет надежду на продолжение дороги цветов – дороги к новой жизни или, как говорят японцы, Хананамити.