"МК" на Кубани" регулярно освещает жизнь крупнейших религиозных конфессий Кубани. Издание уже писало об исламе и отдельных ветвях христианской церкви. Сегодня разговор пойдет о проблемах, чаяниях и надеждах еврейской общины Краснодара.
- История кубанского еврейства насчитывает уже не один век. В середине первого тысячелетия нашей эры началось освоение Кавказа горскими евреями. Несмотря на свою малочисленность, они оставили заметный след в истории и культуре всего региона. В средние века иудаизм был распространен в Тьмутаракани - свидетельства об этом сохранились в письменных источниках. Большое количество евреев переселилось на Кубань в результате разделов Польши, и, как ни удивительно, разгрома Запорожской Сечи. Поэтому даже в конце 19 века в газетах попадались такие заметки: "В Екатеринодаре можно увидеть в синагоге казаков, увлеченных молитвой. Они говорят по-русски, считаются коренными казаками, имеют земельные наделы и отбывают воинскую повинность. Они населяют две крупные станицы в Кубанской области, ведут себя строго религиозно и стараются поддерживать связь с еврейством". Конечно, далеко не все в жизни местного еврейства было гладко: черта оседлости, еврейские погромы... Потом �Великая Отечественная Война. По официальным данным, за время оккупации было расстреляно почти 30 тысяч евреев, пополнивших печальный список жертв Холокоста.
Однако община выжила. И сегодня на вопросы корреспондента "МК" отвечает ее председатель Юрий Изяславович Ткач.
Юрий Изяславович, как долго существует еврейская община, председателем которой вы являетесь?
Община существует уже больше десяти лет.
А как краснодарские евреи сохраняли свою национальную идентичность до этого? В советское время ведь с "еврейским вопросом" не все было гладко
Национальная идентичность еврея передается ему от еврейской мамы и не может никуда деться. Мы очень дружный народ и даже в то время, когда община не существовала официально, евреи молились, общались, и помогали друг другу. Всегда были люди, которые даже в то сложное время объединяли других, и к которым всегда приходили за помощью или за советом. Мы все знаем семью Авратинер, как и в те времена, эта семья и сейчас много делает для евреев Краснодара.
А много ли евреев сейчас живет на Кубани? Не так давно в некоторых средствах массовой информации проходили данные, что по всей России количество евреев серьезно занижено. Так, называются цифры в 700 тысяч, не учтенных в последней переписи евреев.
На этот вопрос сложно ответить однозначно. По официальным данным, по результатам переписи, как я помню, во всем нашем пятимиллионном крае зарегистрировано всего несколько тысяч евреев. Понятно, что это заниженные данные. Вообще же по нашим данным евреев где-то полтора процента от общего количества населения Кубани.
Какие связи у вашей общины с государством Израиль?
Дружеские и родственные. Многие члены нашей общины имеют родственников в Израиле, регулярно посещают их, кто-то имеет двойное гражданство. После того, как появился прямой самолет из Краснодара в Тель-Авив, общение стало доступнее.
Как известно, в Краснодаре уже год нет раввина. Почему возникла такая ситуация?
Ему просто не дали рабочую визу в УФМС. Как нам стало известно, он по каким-то непонятным причинам был внесен в список лиц, пребывание которых на территории Российской Федерации не желательно. Мы пытались выяснить, почему так произошло, но никаких официальных комментариев не получили.
А что община думает о причинах случившегося?
Весь год вся община надеялась, что наш раввин Шнеор Сегаль вернется, мы не понимаем, почему это произошло. Все мы знаем, что раввин Сегаль �законопослушный и порядочный человек, но до сих пор, никто не уведомил его о причинах внесения в этот список, и нам никто из официальных органов не дал объяснений.
Такая ситуация сложилась только в столице Кубани?
Нет, это происходит не в первый раз. Уже подобное произошло в Ростове, Ставрополе, Астрахани. Теперь вот в Сочи.
И как община обходится без раввина?
Приходится очень тяжело, конечно, но нам помогает Федерация Еврейских общин России. На праздники к нам обычно направляют молодых ребят, будущих раввинов. Для них это хорошая практика, а для нас неоценимая помощь. За этот трудный прожитый год еврейская жизнь в Краснодаре совершенно не ослабла, а в чем-то даже укрепилась. Появились новые члены общины, прибавились уроки изучения Торы. На праздники приходит много молодежи.
Синагоги в Краснодаре тоже нет, в то время как свои храмы есть, кажется, у всех конфессий и церквей
Это замечание в точку. В Краснодаре была синагога – на улице Ленина - но к концу сороковых годов ее отобрали, и до настоящего времени там размещаются различные государственные учреждения. Несколько лет назад нам обещали выделить участок под строительство синагоги, но до сих пор решения о выделении земли нет.
А какова сейчас ситуация со старым еврейским кладбищем?
На территории кладбища регулярно скашивается трава, кладбище всегда убрано и ухожено. Конечно, там есть разрушенные могилы, но со временем мы их восстановим.
Сталкивались ли вы с проявлениями антисемитизма?
Не особенно. Вообще же Краснодарский край, несмотря на все предрассудки, достаточно спокойный в этом плане регион. Антисемитизм – проявление глупости и злости. Значит, на Кубани люди в большинстве своем умные и добрые. Хотя ситуация с раввином и синагогой, конечно, настораживает. Меньше всего мне бы хотелось видеть в ней антисемитизм, но определенная системность налицо.
Перейдем к более светлым темам. Недавно еврейские общины по всему миру праздновали Новый Год. Как это прошло в Краснодаре?
Да, Новый Год и наш главный, самый святой день в году - Йом Кипур. Прошло все замечательно! Было много молодежи: примерно половина из присутствующих. Очень радует, что наша община молодеет, что новое поколение бережно хранит свои традиции, не теряет своих корней.