В Музыкальном театре ТО "Премьера" дали light-оперу "Гоголь. Чичиков. Души". Премьера состоялась 23 марта. Зал аплодировал стоя, долго не отпуская артистов со сцены.
Итак, все события и персонажи вымышленные, а любые совпадения с Гоголем случайны…
Авторы постановки смешали жанровый коктейль из оперы, оперетты, современного балета, рок-оперы… Спектакль искрит спецэффектами: парящая по воздуху бричка, зрелищные инсталляции, позаимствованные из телевидения приемы "неудавшихся дублей". Опера не дает зрителю скучать, резонируя с восприятием поколения MTV.
Сюжет "Мертвых душ" Александр Пантыкин и Константин Рубинский украсили отрывками из "Ревизора", "Вия" и других гоголевских произведений и приправили зарисовками из жизни писателя: "супергерой" Хлестаков снисходительно наставляет Чичикова, призывая его "играть по-крупному", "ловец душ" торгуется с помещиками на фоне класса в гимназии Гоголя.
Оживляют спектакль образы "душ". В полуистлевших саванах они будто проходят сквозь стены и липкой паутиной объятий окутывают главного героя.
Кучер Селифан в образе Гоголя (либо же Гоголь – в образе слуги?) пытается читать книгу, не зная грамоту. Стоит за этим приемом идея о том, что в душе писателя живут все его персонажи, или это отношение авторов к Николаю Васильевичу?.. Под занавес классик восстает из могилы и декламирует "Птицу-тройку".
В арии Лизоньки, парящей над городом, слышатся пассажи рока и даже нотки панковского надрыва. Собакевич в лихой фуражке с белым верхом напоминает самого обаятельного авантюриста ХХ века – Остапа Бендера.
Впечатляют костюмы, особенно вычурные кокошники. Здесь тоже не обошлось без эклектики: в чопорный бал "фестончиков" и "воланчиков" врывается кордебалет в топах, напоминающих конические бюстгальтеры Мадонны.
Любовной линии "Мертвых душ" создатели спектакля придали голливудский лоск. Если в поэме Чичиков не смог увлечь сердце юной жеманницы, то в light-опере Павел Иванович и Лизонька, в тиши монастыря подделывающая купюры, под бурные овации зала срывают куш.