Олимпийские объекты строятся достаточно уверенными темпами. По официальной информации, никаких серьезных отставаний от графика там пока что не зафиксировано. Однако порой строители Олимпиады сталкиваются с весьма ощутимыми проблемами.
- Конечно, наибольшие нарекания вызывает экологический аспект стройки. Нарушения вынуждены признавать и правоохранительные органы. На днях Генеральная прокуратура РФ выявила нарушения при разработке карьеров в Сочинском национальном парке. Еще осенью кубанские экологи пытались провести инспекцию незаконного, по их мнению, карьера в Сочинском национальном парке, но были задержаны сотрудниками пограничной службы ФСБ в поселке Ермоловка. После этого в Генеральную прокуратуру России было направлено соответствующее заявление. В самом начале 2012 года ответ на него наконец-то стал достоянием общественности.
- В ответе, в частности, сказано, что разработка карьера в 37-м квартале Веселовского лесничества осуществляется без лицензии на право пользования недрами. Нарушения выявлены также в 18-м и 24-м кварталах Веселовского лесничества, где было организовано сразу два незаконных карьера при обустройстве лесохозяйственной противопожарной дороги. После установления ущерба, причиненного водным и биологическим ресурсам, будет решен и вопрос о направлении дел в следственный орган. Рассмотрение актов прокурорского реагирования контролируется Генеральной прокуратурой РФ, сказано в официальном ответе ведомства.
"Проверка подтвердила многократно указанные нами факты: карьеры в заповедной зоне национального парка и в водоохранной зоне реки Псоу были организованы без какой-либо разрешительной документации и без экологической экспертизы", – комментирует ответ Генпрокуратуры известный местный эколог Сурен Газарян.
Ранее представители дирекции национального парка заявляли, что работы там ведутся на законных основаниях и связаны с расширением существующей дороги к селу Аибга и расчисткой оползня.
Проблема эта между тем носит не только экологический характер. Инертные материалы, то есть щебень, песок, гравий, – это как-никак основа строительства. Нельзя сказать, что их не хватает: все же здесь под боком у строителей и горы, и побережье. Однако без угрозы для окружающей среды добывать их можно далеко не везде. Требуемые же для строительства объемы впечатляют. Вот пример из недалекого прошлого: за первые восемь месяцев 2009 года на грузовом дворе "Россельхозакадемия" станции Адлер Северо-Кавказской железной дороги было переработано более 1,6 миллиона тонн подобных грузов, только за два месяца третьего квартала того же года было выгружено около 900 тысяч тонн песка и щебня. А вот цитата из отчета за 2010 год – для сравнения масштабов: "За прошедшие 8 месяцев Сочи принял только половину запланированных на этот год строительных материалов, до конца декабря предстоит принять еще столько же – а это около 9 млн тонн".
Существенные объемы инертных материалов Россия вынуждена завозить из-за рубежа. В прошлом году турецкий сухогруз, затонувший в акватории Сочи, перевозил именно их. По данным сочинской таможни, в январе – ноябре 2011 года почти 40 % грузов, прошедших через нее, – именно инертные материалы.
Большие надежды в этом плане возлагались на ближайшего соседа – Абхазию. Еще в 2008 году между Россией и Абхазией были подписаны соответствующие договоренности о поставках. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев тогда заявил, что сотрудничество будет взаимовыгодным.
По данным таможенной статистики Государственного таможенного комитета Республики Абхазия, с территории Республики Абхазия экспортируется один вид инертных материалов – песчано-гравийная смесь. Всего с 2009 года вывезено 2 500 000 кубометров материала. В количественном выражении данные по годам выглядят следующим образом: 2009 год – 66 053,2 м3; 2010 год – 1 766 170,0 м3; 2011 год – 729 895,0 м3.
Однако в самой республике, как выясняется, далеко не все довольны таким развитием событий. И упирается все, опять же, в экологию. В конце прошлого года президент республики Александр Анкваб на своей пресс-конференции уделил этому вопросу особое внимание.
Без ущерба для экологии Абхазии поставка строительных материалов для строительства олимпийских объектов в Сочи возможна только из района реки Кодор (Очамчирский район), заявил президент Абхазии Александр Анкваб, пообещав не допустить промышленной поставки инертных материалов из других рек.
Также Анкваб сообщил, что строители олимпийских объектов в Сочи могут рассчитывать не более чем на два миллиона кубометров инертных материалов из Абхазии.
"Аппетиты и желание были львиными, а способности оказались скромнее. Инертные материалы мы можем давать без ущерба для экологии, если брать их только в реке Кодор, не являющейся пляжеобразующей и по своей способности равной Днепру. Она несет много породы, сваливает ее в каньон и уходит на глубину. Поэтому мы можем брать там много материалов. И мы не допустим, чтобы реки Псоу, Бзыбь, Гумиста стали промышленными объектами. В противном случае мы потеряем наши пляжи. Некоторые бизнесмены предлагают возить их на большегрузных машинах по автодороге. Но это недопустимо – тем самым мы угробим все наши дороги. Существует лишь два пути вывоза инертных материалов – морской и железнодорожный. По морю – дорого, поскольку надо строить причальные стенки. И остается один приемлемый выход – железная дорога", – сказал он.
Данные, озвученные Анквабом, подтвердил и министр экономики Абхазии Давид Ирадян. По его словам, республика планирует вывезти в 2012 году до 2 миллионов тонн инертных материалов. В настоящий момент вывезено около 200 тысяч тонн. "Российская сторона очень заинтересована в этих поставках, но наши ресурсы в этой сфере ограничены тем, что абхазские реки выполняют важную берегообразующую функцию", – считает Ирадян.
Есть и еще одна сторона вопроса. А именно – вступление России в ВТО. Напомним, некоторое время назад было достигнуто соглашение с Грузией, в соответствии с которым на таможенных постах будут присутствовать нейтральные наблюдатели, контролирующие легальность торговых операций. Действие соглашения распространяется на три российских и три грузинских таможенных терминала, которые расположены в конкретных районах. Для России речь идет об Адлере (вблизи границы с Республикой Абхазия), населенном пункте Нижний Зарамаг (вблизи границы с Республикой Южная Осетия) и населенном пункте Верхний Ларс.
И, разумеется, экспорт абхазских инертных материалов не остался без внимания Министерства иностранных дел Грузии. "С нарушением норм и принципов международного права и законодательства Грузии в Абхазии продолжается добыча и экспорт инертных материалов, необходимых для строительства олимпийской инфраструктуры. В случае продолжения этого процесса уникальной и нежной природе российско-грузинской границы будет нанесен непоправимый ущерб, что равносильно экологической катастрофе Черноморского региона", – считают в Тбилиси. Как мы видим, здесь тоже вполне логично разыгрывают экологическую карту.
Вообще же соглашение с Грузией, подписанное без учета мнения Абхазии, вызвало много недовольства в республике. Конечно, наши чиновники пытаются убедить соседей, что все в порядке и что эти договоренности никак не повлияют на статус республики. Так, свои разъяснения недавно дал официальный представитель МИД России А. К. Лукашевич. "Соглашение не предусматривает получения Тбилиси никакой информации о российской торговле с Абхазией и Южной Осетией сверх обычных статистических отчетов, общедоступных через базу данных ВТО. Отдельный вопрос – предусмотренное соглашением использование электронных "маячков" на грузах. В ходе переговоров мы четко обозначили: оснастить торговый груз этими или любыми другими устройствами на российском или грузинском таможенном терминале – не проблема. Но ни Россия, ни Грузия не могут отвечать за работу устройств на территориях Абхазии и Южной Осетии. Ведь эти государства не являются участниками данного соглашения", – считает Лукашевич.
Однако вряд ли такая позиция отечественного Министерства иностранных дел помешает нашим то ли партнерам, то ли противникам в случае чего жаловаться в высшие инстанции ВТО на реальное или предполагаемое невыполнение Россией своих обязательств. Как мы видим, договоренности (как это водится в российско-грузинских отношениях) позволяют трактовать их в крайне широких пределах.
И еще один аспект. В мае этого года тогдашний премьер Абхазии Сергей Шамба прямым текстом обвинил российских партнеров. "Поставка инертных материалов осуществлялась какое-то время, но, к сожалению, сейчас она прекращена. "Олимпстрой" не расплатился с нашими поставщиками. Даже бельгийское судно, нанятое для транспортировки инертных материалов в Сочи, не было оплачено". Сейчас власть в Абхазии поменялась, и таких сообщений вроде бы больше не поступало. Но задуматься о взаимоотношениях со всеми партнерами и соседями нам все же стоит.
Текст: Георгий Ефимов
-