"МК" на Кубани": Анатолий Николаевич, в последнее время в прессе активно поднимаются вопросы о проблемах олимпийского строительства и предстоящем развитии города. Ваше отношение к этому?
Анатолий Пахомов: Вопросы есть, их не может не быть, когда реализуется такой масштабный проект. Хочу сказать, что Олимпиада была нужна и России и Сочи. И не только, чтобы провести в течение 14 дней спортивные мероприятия, а для того, чтобы привести инфраструктуру города в порядок. И вообще, чтобы Сочи не загнулся.
Наш город по своему географическому положению очень сложный. Самому ему окупать себя невозможно, потому что здесь, в основном, рекреационные зоны. А эти все бизнес-проекты достаточно невыгодные. Допустим, гостиница окупается в течение восьми лет, а за эти годы она уже морально и физически устаревает. И так далее, и тому подобное.
Никогда в ближайшее время Сочи бы не стал таким, каким он должен стать благодаря Олимпиаде, причем, в кратчайшие сроки!
Например, проблема энергоснабжения. У нас напряжение выше 150 вольт редко бывает, потому что не хватает электроэнергии. Энергорайон Сочи был рассчитан на 240 МВт, а сегодня 616 МВт потребность. Строительство Сочинской ТЭС даст нам 1000 МВт, значит, будет возможность развиваться. И все это благодаря Олимпиаде!
Или возьмем очистные сооружения, канализирование. Даже на рекультивацию свалки требуется более 1 млрд. рублей. Где эти деньги было взять без Олимпиады? А это экология, очень важная вещь! Про что сами экологи иногда забывают.
Или, например, строятся сейчас три больницы и еще одна будет построена, также строятся две школы. Мы бы никогда таких вливаний не получили без Олимпиады.
С 50-х годов город Сочи практически перестал развиваться, и та объездная дорога, что планировалась еще тогда, уже к концу этого года будет запущена в полном объеме! В планах также строительство дороги-дублера Курортного проспекта
А морские перевозки – их просто в Сочи нет! Они пришли в упадок после развала СССР. К 2011 году у нас откроется 16 портопунктов, свыше 100 морских автобусов, более 110 морских такси. Это и романтика, и помощь! Или, скажем, внешний вид города. 900 домов будет приведено в порядок: фасады, подъезды, дворы, крыши, все коммуникации...
Отдыхающие говорят о труднодоступности пляжей в Сочи... Мы разгородили пляжи, даже центральный пляж "Маяк", который был давно закрыт, наверное, двадцать последних лет. Как-то так сложилось в Сочи, что руководители отелей, гостиниц, санаториев сочли, что те территории, которые им были даны в аренду – это их собственность, и их надо огородить. Естественно, как глава курорта, я не мог этого допустить. Из 161 пляжа только 17 у нас пока не открылись на сегодняшний день. До 14 июня, дня столетия курорта там ни одной изгороди не будет!
Многие из тех, кто планирует отдых в Сочи, постоянно сталкиваются и с другой проблемой – проблемой приезда к месту отдыха и возвращения домой. Что делается в этом направлении?
Во всем мире, как только подходит сезон отпусков, сразу же транспортные компании делают льготы по перевозке, а у нас все происходило наоборот. Взять РЖД – как подходит сезон отпусков, сразу вводят летние тарифы. Это, конечно же, нонсенс, но в этом году мы достучались до руководства РЖД, и есть решение не только не повышать тарифы на проезд, но даже удешевить плацкартные билеты.
Хотя этот год для ж/д, будет тяжелым, они строят второй путь. А у нас 145 километров пляжных территорий от Магри до Адлера, и из них около 120 являются при этом и полосой отчуждения железной дороги. Мы с ними договорились, что в тех местах, где они нарушили или уменьшили пляжную территорию, они ее достраивают.
Но любые строительные работы ухудшают пропускную способность железной дороги. С учетом этого и из-за возросшей потребности грузооборота, хотели сократить количество летних пассажирских составов. Я договорился с президентом РЖД, что он не будет сокращать их количество. В прошлом году приходило 40 составов ежедневно, в этом году их количество останется прежним, и даже количество вагонов будет увеличено до 25 по сравнению с прошлыми годами, когда их было 16-20.
Что касается авиаперевозок, там не понятно как формируются цены. Если билет в день вылета из Москвы до Краснодара у Аэрофлота стоит 8 тысяч, то до Сочи будет почему-то 14-16 тысяч. Это я понимаю так: до Сочи пассажир все равно полетит, отдыхать-то надо! Все это -и нехватка бортов, и политика цен, меня все время волновало.
По моей просьбе министр спорта, туризма и молодежной политики России Виталий Мутко провел всероссийское совещание туроператоров, перевозчиков и руководителей средств размещения. Цель его была такова: получить единый турпродукт и соединить туроператора, перевозчика и руководителей объекта размещения. Для чего? На международной линии у наших туроператоров все получается. Они могут и чартер отправить туда. А работать на единый турпродукт, по принципу ""все включено"" на Россию, не хотят.
Я там выступал с докладом и сказал, что нам нужны все-таки цивилизованные подходы, и главным звеном в этом должен быть туроператор. Этим предложением на совещании заинтересовалась компания Sky Express, которая заявила, что у нее есть желание войти во все эти проекты. Скажу честно, они выполняют свои обязательства. Дают нам три рейса, и, если человек покупает билеты по маршруту Москва-Сочи-Москва за один месяц, то это будет стоить 7 тысяч рублей. Также они делают рейсы из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. Это нас вполне устраивает, потому что люди жалуются: как к вам добраться?. Я считаю, что авиперевозки должны быть и эконом-класса тоже, они тоже очень востребованы. Пример, Sky Express должен стимулировать другие компании.
Я так же поднимал вопрос, что нам не хватает бортов, но это не всем понравилось. Они говорят обратное, что борта есть, не хватает пассажиров! Как это есть, если полные самолеты, и даже я не всегда могу улететь в Москву! А бортов не хватает, потому что их нам просто не хотят подавать.