С 15 февраля 2008 года в России начался прием электронных заявок на британскую визу. До 1 марта продлится переходный период, когда Британские визовые центры в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге будут принимать и электронные заявки, и традиционные анкеты. А вот с 1 марта 2008 года всем соискателям придется подавать документы лично, на английском языке и исключительно в электронном виде. Об этом на вчерашнем брифинге, состоявшемся в Британском визовом центре в Москве, сообщили директор британских визовых служб в СНГ Мэнди Айвеми и менеджер визового отдела посольства Великобритании в Москве Иан Андерхил. На встрече с многочисленными представителями российского турбизнеса и журналистами присутствовал также региональный менеджер управляющей Британскими визовыми центрами компании VFS Мурали Рагаван.
Россия – не первая среди стран СНГ, где состоялся переход на электронную форму. Такая система уже действует в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане и на Украине. По словам г-жи Айвеми их опыт доказал, что новая технология позволяет ускорить процесс обработки заявок, делает визовые процедуры удобнее для граждан и повышает качество принятия решений.
Г-н Андерхил прокомментировал новый процесс, за которым можно было наблюдать на большом экране. Итак, с 15 февраля электронная заявка на британскую визу заполняется на сайте www.visa4uk.fco.gov.uk.
Сначала заявителю нужно выбрать тип визы, которая ему нужна – деловая, туристическая или студенческая, затем заполнить анкету на английском языке. Г-н менеджер особо подчеркнул, что вся содержащаяся в ней информация зашифровывается и будет доступна только уполномоченному персоналу.
После отправки заявки на сервер в Великобритании заявитель получает индивидуальный регистрационный номер, который придет на адрес его электронной почты. Этот номер поможет соискателю на том же сайте забронировать удобное время визита в ближайший Британский визовый центр. Личное посещение визового центра, которое, конечно же, никто не собирается отменять, со всеми необходимыми документами и биометрическими данными, займет, по оценке Иана Андерхила, не более 15-20 минут.
Как и ранее, за Британскими визовыми центрами останутся только административные и технические функции. Решения о предоставлении виз, по-прежнему, будут приниматься в посольстве Великобритании в Москве или консульствах в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В идеале, сказала Мэнди Айвеми, этот срок должен составлять не более 24 часов.
Поскольку туроператоры, как заметил на брифинге генеральный директор компании BSI group Андрей Игнатьев, лишены возможности прямого общения с сотрудниками консульства по поводу визовых формальностей, то вопросы посыпались как из рога изобилия. Дипломаты едва успевали отвечать. Нет, вносить исправления от руки в заполненную анкету нельзя, в случае ошибки заявку придется оформлять заново. Нет, для групп никаких отдельных процедур не будет, каждый ее участник должен лично заполнить анкету и посетить визовой центр. Да, работа над возможностью оплаты консульского сбора посредством электронных платежей идет, но это дело далеко не близкого будущего. Изменить дату посещения в случае опоздания туриста по уважительной причине (например, опоздания прибытия самолета из региона) можно, на том же сайте.
В заключении г-жа Айвеми сказала, что число отказов россиянам в британской визе в последнее время уменьшилось и достигает 10%. Заметим, однако, что летом прошлого года консул Великобритании Джон Мэйкин в беседе с корреспондентом RATA-news утверждал, что число отказов составляет 5-6%.