Падение рынков в США и в Европе не может не отразиться на российском бизнесе, в частности, туристическом, поэтому компании вынуждены уже сейчас корректировать свою политику на рынке, считают российские туроператоры.
Крупнейшие западные туристические компании отреагировали на разрастающийся кризис ростом цен, банкротством крупнейшего в Великобритании туроператора-дискаунтера XL Leisure Group и спадом продаж. В середине сентября в Великобритании потерпела банкротство одна из крупнейших туристических компаний, обслуживавшая ежегодно более 2 млн туристов. Число пострадавших из-за ее банкротства туристов составляет примерно 90 тыс. Причем 50 тыс. из них на момент объявления компании банкротом находилась на отдыхе за рубежом и их пришлось вывозить в экстренном порядке. По мнению западных аналитиков, это событие серьезно подорвало доверие потребителей к турфирмам, сообщает Интерфакс – Туризм.
На фоне экономической нестабильности и растущих цен на топливо западный турбизнес, в свою очередь, вынужден серьезно корректировать свои планы на зимний и будущий летний сезон. По данным Ассоциации британских туроператоров (АВТА), средняя стоимость туров за 2008 год в Великобритании возросла на 18%, а объем приобретенных путевок снизился на 10%. Многие компании были летом вынуждены брать доплату за топливный сбор, причем, не только за вновь покупаемые туры, но и за уже оплаченные.
Согласно данным, обнародованным на этой неделе ведущими туроператорами Великобритании TUI Travel и Thomas Cook, стоимость отдыха летом 2009 года вырастет на 12-15%. При этом, крупнейшие туроператоры ожидают, что объемы продаж в течение наступающего года снизятся не менее чем на 20%. Падения спроса ждут и российские туроператоры. По словам генерального директора компании "Солвекс" Ирины Петровой, этой зимой оно может составить не менее 20%. "В условиях экономической нестабильности, а главное, непредсказуемости турфирмы недосчитаются туристов, многие из которых воздержатся от покупки тура, предпочтя или вообще не тратить деньги, или приберечь их на "черный день", – пояснила И. Петрова.
Между тем, за большинство предлагаемых туроператорами программ зимнего отдыха, как горнолыжного, так и пляжного, уже сделаны предоплаты. Еще в мае туроператоры оплатили контракты с горнолыжными курортами, а в августе – с перевозчиками, чтобы в сентябре представить своим клиентам готовое расписание авиарейсов. Так что падение спроса может нанести ощутимый удар по бюджету любой компании. Правда, на горнолыжный спрос туроператоры пока не жалуются. Пятизвездочное размещение в Австрии, Италии, Швейцарии расходится как горячие пирожки. Однако с состоятельными клиентами, как известно еще со времен кризиса 1998 года, проблемы вообще редко возникают. Гораздо больше опасений у туроператоров вызывает клиент со средним кошельком, не говоря уже о бюджетном, которого нынешний коллапс может просто "похоронить".
К тому же у части туроператоров есть сомнения, что стабильный спрос на горнолыжные туры продержится всю осень, а не закончится преждевременно, как это было, например, с продажами в нынешний летний сезон, когда массовые ранние бронирования были приняты за резкий скачок спроса. По словам генерального директора компании "Дельфин" Сергея Ромашкина, падение интереса к отдыху и туризму вообще в ближайшее время неизбежно. Более того, он уверен, что это – не начало процесса, а его продолжение.