Для обсуждения на публичных слушаниях были вынесены следующие вопросы:
1. Формирование доходной части краевого бюджета.
2. Обеспечение сбалансированности бюджета.
3. Сохранение стабильности финансирования расходов на социальную сферу в условиях периода низких государственных доходов.
Итоговый документ публичных слушаний
Публичные слушания назначены распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.10.2009 года № 771-р
Тема публичных слушаний: "Проект краевого бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
Инициатор проведения публичных слушаний: глава администрации (губернатор) Краснодарского края А.Н.Ткачев
Дата, время и место проведения: 11 ноября 2009 года, 15-00, г. Краснодар, ул. Советская, 49
Вопросы, вынесенные на обсуждение:
1. Формирование доходной части краевого бюджета.
2. Обеспечение сбалансированности бюджета.
3. Сохранение стабильности финансирования расходов на социальную сферу в условиях периода низких государственных доходов.
№ п/п |
| Предложение (рекомендация) | Аргументация | Автор предложения (рекомендации) |
1. | 1.1. | Для укрепления доходной базы краевого бюджета необходимо: - внести изменения в ст.50 Бюджетного кодекса РФ, передав в региональные бюджеты 10% отчислений от налога на добавленную стоимость; - 30% отчислений налога на недвижимость закрепить за краевым бюджетом, а остальные 70% должны получать бюджеты муниципальных образований. | За последнее время краевой бюджет лишился ряда доходных источников по причине, не связанной со сложной финансовой ситуацией в стране, а вызванной внесенными изменениями в бюджетно-налоговое законодательство на федеральном уровне. 1. С 1 июля 2009г. вступил в силу запрет на занятие игорным бизнесом за пределами игорной зоны (в Краснодарском крае – специальная игорная зона "АЗОВ-СИТИ"). Платежи налога на игорный бизнес за первое полугодие 2009г. составили 514 млн. руб., или 36,7% годовых назначений, в то время как в предыдущие годы в краевой бюджет поступали средства по этому налогу в размере 1,5 млрд. руб. Для завершения всех строительных работ на территории игорной зоны "АЗОВ – СИТИ" потребуется определенное время и в 2010г. потери от недополучения средств по налогу на игорный бизнес не будут компенсированы. В условиях финансового кризиса инвесторы не спешат вкладывать средства в строительство игорной зоны. 2. С 1 января 2010г. вступает в силу поправка в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса РФ, в результате чего краевой бюджет лишается 5% отчислений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), так как они будут теперь поступать полностью в федеральный бюджет. Для краевого бюджета это потеря более 200 млн. руб. 3. В связи с введением в 2012г. на территории России единого налога на объекты недвижимости утрачивает действие налог на имущество организаций, который является региональным налогом и поступает в краевой бюджет в объеме порядка 8 млрд. руб. В такой ситуации возникает необходимость компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов. По мнению Минфина России надо увеличить размер трансфертов региональным бюджетам, но это не тот путь; необходимо расширять собственную налоговую базу. По нашему мнению, необходимо внести изменения в ст.50 Бюджетного кодекса РФ, передав в региональные бюджеты 10% отчислений от налога на добавленную стоимость. Такая практика применялась после 2001г. (размер отчислений составлял вначале 25%,затем 15% и 5%). В последние годы платежи НДС стали полностью зачисляться в федеральный бюджет, т.е. идет процесс централизации наиболее крупных налогов в федеральном бюджете в ущерб регионам. Второе предложение касается нового налога на недвижимость, следует передать часть отчислений от этого налога в размере 30% в доходы краевого бюджета, а остальную долю должны получать бюджеты муниципальных образований, поскольку новый налог является местным. Внесение указанных предложений будет способствовать укреплению доходной базы региональных бюджетов.
| М.Б. Щепакин, декан факультета экономики, управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета, доктор экономических наук, профессор |
1.2. | Увеличить на 2010г. прогноз поступлений по ряду налогов (в частности, налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц). | В соответствии с пояснительной запиской к проекту краевого бюджета в основу разработки бюджета Краснодарского края взят умеренно оптимистичный сценарий социально-экономического развития края. По данным департамента экономического развития Краснодарского края он предполагает выход в 2010г. на следующие темпы роста основных макроэкономических показателей: валовой региональный продукт – 104,4%; прибыль прибыльных предприятий – 107,5%; фонд оплаты труда – 110,5%. Вместе с тем, исходя из сложившейся в предыдущие годы взаимосвязи поступления в бюджет соответствующих налогов, представляются заниженными прогнозируемые показатели поступления в 2010г. по налогу на прибыль организаций – 86,7% к уровню 2009г., налогу на доходы физических лиц – 106,6%. Кроме того, на федеральном уровне в настоящее время рассматривается ряд законодательных инициатив по внесению изменений в налоговое и бюджетное законодательство, влекущих за собой соответствующие корректировки проектировок краевого бюджета.
| И.В.Шевченко, декан экономического факультета Кубанского государственного университета, доктор экономических наук, профессор | |
1.3. | Продолжить практику передачи в местные бюджеты на постоянной основе нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет. | Одной из задач развития межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом, определенных Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2009г. №1123-р) (далее – Концепция межбюджетных отношений), является дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов муниципальных образований. В предыдущие годы в местные бюджеты ежегодно передавались на постоянной основе нормативы отчислений от доходов, подлежащих зачислению в краевой бюджет, использовалась практика поощрения муниципальных образований, добившихся определенных показателей по исполнению доходной части своих бюджетов, развитию личных подсобных хозяйств на соответствующей территории. Однако на 2010г. не предусмотрена ни дополнительная передача доходных источников в бюджеты муниципальных образований, ни средства на стимулирование-поощрение (не считая средств, ежегодно выделяемых на поощрение победителей краевого смотра-конкурса на звание лучшего муниципального образования в Краснодарском крае).
| И.В.Шевченко, декан экономического факультета Кубанского государственного университета, доктор экономических наук, профессор | |
1.4. | Внести в Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003г. № 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" дополнения с 01.01.2010г. предусматривающие освобождение от уплаты налога на имущество организаций организаций, производящих сельскохозяйственную продукцию и уплачивающих налоги по общей системе налогообложения. | Организации, применяющие систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога освобождены от уплаты налога на имущество организаций. В целях выравнивания экономических условий для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края, увеличения собственных оборотных средств на закупку материальных ценностей, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ, предлагается ввести региональную льготу для организаций, применяющих общую систему налогообложения. В случае установления льготы сумма выпадающих доходов составит 0,2% от общей суммы налоговых поступлений края. В этой связи введение данной льготы не повлечет значительных изменений налоговых поступлений Краснодарского края. Данные льготы применяются во многих регионах РФ.
| Н.Н.Тюпакова, профессор кафедры налоги и налогообложение Кубанского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук | |
1.5. | С целью увеличения доходной части краевого бюджета, необходимо предусмотреть создание новых программ поддержки малого и среднего бизнеса в социальной сфере. | Бизнес – это умение принимать правильные, хозяйственные решения в условиях неопределенности. Создание малых предприятий в социальной сфере, различных организационно-правовых форм, позволит получить дополнительные рабочие места, повысить доходы краевого бюджета (в виде налогов). С целью реализации инновационных проектов необходимо открывать при вузах малые предприятия, создавать студенческие биржи труда, бизнес-инкубаторы – это будет способствовать получению практических навыков (опыта работы) по избранной специальности в стенах своего вуза, а также высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста.
| В.В. Янова, первый проректор – проректор по учебно-методической работе, профессор кафедры экономики Института экономики и управления в медицине и социальной сфере | |
1.6. | В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" появилась возможность внедрения нового типа учреждений – автономных учреждений (АУ), обеспечивающих самостоятельность и большую прозрачность деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений). | К сожалению, до сих пор вокруг этой формы идут споры: вузовская общественность и ректорский корпус относится к преобразованию вузов в автономные учреждения крайне насторожено. Однако автономные некоммерческие образовательные организации уже доказали свою жизнеспособность, как в целом по России так и в нашем крае. Преобразование образовательных учреждений в автономные учреждения, позволит сэкономить (сократить) большой объем расходной части бюджета края, а от деятельности АУ краевой бюджет получит дополнительный доход (в виде налогов). | В.В. Янова, первый проректор – проректор по учебно-методической работе, профессор кафедры экономики Института экономики и управления в медицине и социальной сфере | |
1.7. | Постоянный эффективный контроль за реализацией в Краснодарском крае закона об обязательном медицинском страховании иностранных граждан, временно въезжающих на территорию Краснодарского края. | Существующая законодательная база России позволяет расширить круг страховых операторов в системе оказания медицинской помощи иностранным гражданам, временно въезжающих на территорию РФ. Она (законодательная база) также позволяет обеспечивать материальное возмещение ЛПУ за оказание медицинских услуг иностранным гражданам, но на самом деле оплату за лечение такого рода пациентов получить практически невозможно. Миграционный поток на территорию Краснодарского края за последние 5 лет (2004-2008гг.) возрос с 5546 человек в 2004г. до 14743 человека в 2008г., т.е. увеличился на 270%. За этот период в ГУЗ "Детская краевая клиническая больница" было пролечено 218 детей из иностранных государств и затрачено на их лечение 2940,6 тыс. руб. (1700 койко-дней), которые явились непредвидимыми расходами (убытками) для больницы.
| В.В. Янова, первый проректор – проректор по учебно-методической работе, профессор кафедры экономики Института экономики и управления в медицине и социальной сфере | |
1.8. | Повысить эффективность частного бизнеса с помощью государственного регулирования. | Поверхностный анализ показывает, что в доходной части бюджета налоговые и неналоговые доходы составляют – 77,06%, безвозмездные поступления – 22,94%. В налоговых и неналоговых доходах – налог на прибыль организаций составляет 27,58%, налог на доходы физических лиц – 35,48%, прочие доходы – 36,94%, т.е. совокупность доходов с физических лиц и прочих доходов составляет 72,42%. Таким образом, в экономике края нарушена структура формирования доходов. | П.И.Ламанов, профессор кафедры экономики и управления производством Кубанского государственного технологического университета, доктор экономических наук | |
2. | 2.1. | Для обеспечения сбалансированности краевого бюджета, необходимо наиболее полно отражать доходы, расходы и источники финансирования дефицита краевого бюджета. | В ст.28-36 Бюджетного кодекса РФ определены основные принципы бюджетной системы, одним из основных принципов является принцип сбалансированности бюджета. Однако в 2012г. планируется профицит в объеме 4760167,3 тыс. руб., что составляет 5,2% от общего объема доходов, т.е. осталась большая сумма нераспределенных денежных доходов. Считаем, что в условиях нестабильности экономики (неопределенности) возможно, допустить профицит, но в пределах 0,2-0,3%% от общего объема доходов или увеличить резервный фонд.
| В.В. Янова, первый проректор – проректор по учебно-методической работе, профессор кафедры экономики Института экономики и управления в медицине и социальной сфере |
2.2. | Уточнить объем расходных обязательств краевого бюджета. | Профицит краевого бюджета на 2010 год вызывает определенные сомнения, т.к. при формировании проекта краевого бюджета не были учтены расходные обязательства федерального центра по реализации ряда федеральных льгот, передаваемых с 2010 года на региональный уровень. Таким образом, расходные обязательства краевого бюджета можно считать заниженными.
| И.В.Шевченко, декан экономического факультета Кубанского государственного университета, доктор экономических наук, профессор | |
2.3. | Вернуться на некоторый период к составлению и принятию краевого бюджета на однолетний период. | Одним из достижений финансовой политики страны считается переход на трехлетнее планирование бюджета. Использование метода "скользящей трехлетки'' улучшает прозрачность государственных финансов, общественное понимание проводимой органами власти бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, что позволяет всем участникам бюджетного процесса, населению, инвесторам, муниципальным образованиям владеть бюджетной перспективой, дает возможность региону привлекать инвестиции для долгосрочных проектов. Трехлетнее планирование влечет за собой и повышение качества планирования бюджета и, соответственно, его исполнения, поскольку вносить корректировки в такой бюджет достаточно сложно. В 2008 году краевой бюджет впервые был принят на три года – 2009-2011 годы. Вместе с тем, в ходе текущего исполнения бюджета 2009 года в связи с нестабильной экономической ситуацией решено было отказаться от трехлетнего бюджета (отменить ранее принятые показатели планового периода 2010 и 2011гг.). Возврат к однолетнему планированию, по нашему мнению, – разумная кризисная мера, поскольку одной из целей введения трехлетнего бюджета было обеспечение более равномерного финансирования долгосрочных программ, а сейчас сокращаются или откладываются все расходы, кроме социальных. Кроме того, в связи с потерей стабильности и предсказуемости развития экономики, пересмотром межбюджетных отношений на федеральном уровне (включая разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы России) трехлетний бюджет в настоящий период, по нашему мнению, во многом теряет практический смысл. Практика составления среднесрочных планов, к сожалению, показывает, что они не работают. Де-факто существует однолетний бюджет.
| И.В.Шевченко, декан экономического факультета Кубанского государственного университета, доктор экономических наук, профессор | |
2.4. | Оказывать государственную поддержку значимым для региона отраслям экономики, наиболее подверженным кризису, в том числе с использованием гарантийных механизмов, субсидированием процентных ставок.
| Проектом краевого бюджета предусмотрены расходы на субсидирование процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) только по подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство" раздела "Национальная экономика". Принятие предложений позволит адаптировать доходную часть бюджета Краснодарского края к сложившейся экономической ситуации и будет способствовать развитию доходного потенциала.
| И.В.Шевченко, декан экономического факультета Кубанского государственного университета, доктор экономических наук, профессор | |
2.5. | Предусмотреть индексацию фонда оплаты труда работников бюджетной сферы на уровень инфляции. | На 2010-2012гг. фонд оплаты труда работников бюджетной сферы определен исходя из сохранения условий оплаты труда, действующих в 2009 году, и не учитывает уровень инфляции.
| И.В.Шевченко, декан экономического факультета Кубанского государственного университета, доктор экономических наук, профессор | |
2.6. | Предусмотреть финансирование проекта бизнес – образования для руководителей ГУПов, малого и среднего бизнеса в сумме 2400 тыс. рублей в год. | Программа комплексного развития управленцев и методика обучения позволяет за 2 месяца обучения повысить эффективность управления руководителя на 20-25%. Эффективность это, что волнует сейчас всю Россию и наш край в том числе. Каждый день с экранов телевизоров Президент РФ говорит о том, что Россия нуждается в эффективных руководителях.
| С.Ю.Шлыкова, генеральный директор компании "Академия Лидерства" | |
2.7. | В краевом бюджете необходимо предусмотреть финансирование: - проекта восстановления на территории края (в частности в Кавказском заповеднике, Сочинском национальном парке и прочих районах, прилегающих к территории будущих Олимпийских игр 2014г.) популяции кавказского (переднеазиатского) леопарда; - научно – исследовательских (биологических, в т.ч. зоологических, экологических, популяционных, генетических и т.д.; географических, в т.ч. исследование территорий, описание существующих и предложение возможных мест обитания; зооинженерных, в т.ч. в области искусственного, полунатурального и натурального размножения, в области кормления и питания; ветеринарных и селекционных и т.д.), а также опытно-конструкторских (вольеры; пункты наблюдения) и проектных работ. Кроме того, необходимо предусмотреть финансирование мер по практической реализации вышеуказанных научно-исследо-вательских и опытно-конструкторских работ. | По данным центрального ТВ ("Вести", ВГТРК "Россия", 19.10.2009) на заседании Президиума Правительства РФ 19.10.2009 В.В.Путин поручил Министру природных ресурсов РФ предусмотреть данный проект в федеральном бюджете на 2010г. и последующие годы. В этих условиях неучастие Краснодарского края в осуществлении и софинансировании данного проекта представляется абсолютно недопустимым. | Н.Е.Алёшин, член Политсовета Регионального отделения в Краснодарском крае Всероссийской Политической партии "Правое Дело", профессор | |
3. | 3.1. | В качестве мероприятий по структуризации формирования финансового потенциала края считаем возможным предложить рассмотрение вопроса о более значительном увеличении степени использования имеющихся ресурсов для достижения необходимого социального эффекта. | В краевом бюджете предусмотрено решение экономических, социальных, экологических и других вопросов по широкому спектру важных, стратегических позиций. Вместе с тем уменьшено в 1,2 раза по сравнению с 2009г. выделение средств на образование. Уменьшены ассигнования на реализацию краевых целевых программ по подразделу "здравоохранение, физическая культура и спорт". Анализ объема поступлений доходов в краевой бюджет показал, что общая сумма поступления доходов в краевой бюджет в 2010г. составит более 100 млрд. руб., что, однако меньше чем в предыдущем году. Поступления налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет в 2010г. предусмотрены в размере 77,3 млрд. рублей, что ниже уровня 2009г. Этот показатель не покрывает инфляционных изменений и свидетельствует о реальном сокращении средств на финансирование. В целом, с учетом постоянно вносимых в бюджет текущего года дополнений и изменений, сопоставление анализируемых показателей не всегда может считаться объективным, в связи с чем вынуждены констатировать, что не представляется возможным в полной мере оценить направленность бюджета как социальную, поскольку удельный вес расходов на социально-культурную сферу в структуре бюджетных расходов не превышает 28% (тогда как в 2009г. он составлял 35%).
| Л.Я.Чикарина, ректор Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, кандидат социологических наук, доцент |
3.2. | Внести изменения в краевую целевую программу "Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам в Краснодарском крае на 2009 – 2010 годы" | С целью увеличения объема финансирования мероприятий по реабилитации детей инвалидов творчеством и искусством предусмотреть в п.3.5 краевой целевой программы возможность дополнить перечень проводимой работы: - выездными мастер классами творческих профессионалов Кубани (художников, мастеров декоративно – прикладного искусства, актеров, музыкантов и т.д.); - создать центр реабилитации инвалидов искусством и творчеством на базе Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов "Содружество"; - организовать финансирование социально значимых проектов по реабилитации искусством и творчеством; - включить в состав реабилитантов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; - при реализации дополнительных мероприятий программы получить результат, дающий возможность более 70% детей реализовать свои творческие начинания и достичь профессионального мастерства; Пункты 1.1. и 1.2. дополнить реабилитацией хронических больных: - гемофилией, предусмотрев реабилитацию при поддержке узких специалистов: психолога, гематолога, травматолога; - сахарным диабетом, с применением современных лекарственных препаратов и оборудования нового поколения (сейчас оно самое дорогое, но наиболее эффективно действует в современных условиях); - ревматологических больных, предусмотрев санаторно-курортное лечение и доведение лечения данных больных до получения результата. При реализации проекта получить результат, дающий возможность уменьшить частоту обострений заболевания хронических больных на 60%. Предусмотреть создание социально-реабилитационного центра для данных больных с возможностью привлечения специалистов и современных технологий, протоколов лечения и реабилитации России и мира. Социальные услуги должны дойти до каждого больного, включая всю территорию Краснодарского края. | П.Б.Снаксарев, председатель Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов "Содружество", ответственный секретарь общественного совета при департаменте здравоохранения Краснодарского края | |
3.3. | С целью увеличения общего объема доходной части краевого бюджета в 2012г., предлагается установить объем бюджетных ассигнований на социальную сферу на уровне 2010-2011гг. | Резкое сокращение общего объема бюджетных ассигнований на социальную сферу (на 41,4% в 2012г. по сравнению с 2010-2011гг.) приведет к снижению финансового состояния бюджетных организаций и резкого снижения жизненного уровня малообеспеченного, социально незащищенного населения края. Увеличение ассигнований на уровне 11% от общего объема доходов позволит увеличить доходы бюджета в 2012г. до 1006478,1 тыс. рублей, что повысит стабильность и устойчивость бюджетных учреждений, и доходы малоимущего населения края. | В.В. Янова, первый проректор – проректор по учебно-методической работе, профессор кафедры экономики института экономики и управления в медицине и социальной сфере | |
3.4. | В условиях низкого уровня государственных доходов и среднего класса населения, необходимо сохранение стабильности финансирования расходов на социальную сферу: образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт; социальную политику. | Для стабилизации социально-экономического развития Краснодарского края и финансирования непредвиденных расходов желательно сохранить размер резервного фонда на уровне 1-1,5%, в представленном проекте он составляет лишь 0,2%, что недостаточно, а профицит достигает 5,2% (на 2012г). По разделу "Образование" в целом увеличивается доля расходов с 5,9% (2010г.) до 6,9% (2012г. – на 1%). Однако снижаются расходы в 2012г. на молодежную политику и оздоровление детей на 23% и другие вопросы образования на 26% по сравнению с 2010г. Наблюдается тенденция сокращения расходов на "Здравоохранение" на 20,1% в 2012г. по сравнению с 2010г. В частности снижены расходы на оказание стационарной медицинской помощи на 28,6% в 2012г. Необходимо увеличить долю высокотехнологических видов медицинской помощи в общем объеме затрат на здравоохранение до 10% (в проекте 3,9%- 5,2%). Темпы прироста трансфертов бюджета КТФОМС на неработающее население должны опережать инфляционные процессы в экономике не ниже 11%. В целом по разделу "Социальная политика" наблюдается снижение доли в общих расходах средств бюджета с 17,8% в 2010г. до 15% в 2012г., что является негативным явлением в социальной политике. При этом больше всего сокращены расходы бюджета на социальное обеспечение населения (на 57,6%). | В.В. Янова, первый проректор – проректор по учебно-методической работе, профессор кафедры экономики института экономики и управления в медицине и социальной сфере | |
3.5. | Необходимо оптимизировать затраты на социальную сферу и ввести постоянный контроль за эффективностью и целевым использованием денежных средств. | При планировании затрат на оказание высокотехнологичной помощи в приобретении медицинского оборудования, проекты возможно согласовывать с компаниями эксклюзивными поставщиками медицинского оборудования в России и планировать затраты на обслуживание и ремонт оборудования. Это позволит удешевить цену приобретаемого оборудования, исключить присутствие фирм – посредников в данных закупках, повысить качество медицинских услуг. В 2006-2008гг. приоритетный национальный проект "Здоровье" – сформировал рынок медицинской, в т.ч. лабораторной техники. Данные приборы работают с ежедневной нагрузкой, и в 2010г., для бесперебойной работы и проведения исследований, возникает необходимость плановой замены этого оборудования. | В.В. Янова, первый проректор – проректор по учебно-методической работе, профессор кафедры экономики института экономики и управления в медицине и социальной сфере | |
3.6. | В связи с высокой социальной значимостью предотвращения роста безработицы в молодежной среде, предлагается предусмотреть в бюджете Краснодарского края средства на реализацию краевой целевой программы "Содействие занятости молодежи и поддержки молодежного предпринимательства" в размере 2000,0 тыс. руб. в 2010г. и по 2000,0 тыс. руб. в 2011 и 2012гг. | В настоящее время в студенческой и молодежной среде остро стоит вопрос трудоустройства. На предприятиях проходят сокращения численности, прием новых сотрудников во многих организациях прекращен или при приеме на работу ставится условие наличия опыта работы. В сложившихся условиях открытие собственного бизнеса молодыми людьми является одной из мер, которая позволит снизить рост безработицы в молодежной среде. Общественная организация "Директорский корпус", объединяющая выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров при содействии администрации Краснодарского края и политической партии "Единая Россия" в настоящее время реализует проект проведения бесплатных семинаров для студентов выпускных курсов ВУЗов, планирующих открыть собственный бизнес. Проект реализуется на средства гранта губернатора Краснодарского края для общественных организаций. Проект стал одним из победителей конкурса Дирекции кадрового проекта "Единой России" – "Территория успеха". Однако проведение нескольких семинаров кардинально не решает проблему трудоустройства в молодежной среде. Целесообразны утверждение и реализация краевой целевой программы содействия занятости молодежи и поддержки молодежного предпринимательства, которая будет предусматривать проведение семинаров для начинающих предпринимателей и студентов, планирующих открыть собственный бизнес, разработку и выпуск серии информационно-методических пособий, проведение краевого конкурса "Молодежных предпринимательских проектов" и организацию работы молодежного консультационного центра. По предварительным расчетам, сумма средств на реализацию целевой программы составит 2,0 млн. руб. в год. | Ю.В.Томилко, доцент кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса Кубанского государственного технологического университета, кандидат экономических наук | |
3.7. | В качестве приоритетных статей краевого бюджета на 2010 год считать долгосрочные целевые краевые программы, общая сумма на реализацию которых составляет около 11% от всего бюджета, и направить усилия краевого правительства на 100% выполнение именно этих программ. | Финансовый кризис коснулся практически каждого человека. Большинство людей ощутило на себе его негативное влияние. Все стали более ответственно относиться к своим денежным средствам, более тщательно планировать свои расходы и, конечно же, экономить. Этот подход в полной мере касается и планирования краевого бюджета на 2010г. и на плановый период 2011 и 2012гг. В связи с этим необходимо верно определить приоритетные статьи бюджета и обеспечить социальную защиту населения в период экономического кризиса. Таковыми, на наш взгляд, являются долгосрочные краевые целевые программы. На сегодняшний день их утверждено к исполнению 34. Причем, 29 из них должны быть реализованы в течение 2010-2012гг. Только на 2010 год выпадает завершение 15 целевых программ (что составляет 44% от общего числа программ). В их числе такие социально значимые программы как "Жилище", "Содействие занятости", "Развитие образования", "Социальная поддержка инвалидов", "Молодежь Кубани" и др. | С.А.Трехбратова, проректор по научной работе института экономики и управления в медицине и социальной сфере, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат исторических наук | |
3.8. | Предлагается в проекте краевого бюджета: - снизить налоговую нагрузку на предприятия. Снижение ЕСН уменьшит нагрузку на стоимость труда для работодателей, что может повлиять на темпы сокращения персонала и, в конечном счете, на уровень безработицы; - чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета от снижения налогов, можно использовать резервы и заимствования на внутреннем и внешнем рынках; - в целях смягчения последствий экономического кризиса и сохранения социальной защищенности граждан Кубани при планировании расходов на статьи, связанные с выплатами пособий по безработице, мерами по содействию занятости граждан, учесть процент инфляции и процесс увеличения количества безработных.
| В условиях кризиса стремительно растет уровень неопределенности в обществе и бизнесе. Многие уже потеряли работу, еще большее число людей боятся ее лишиться и имеют на то серьезные основания. По данным департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края, размещенным на официальном сайте, сообщается, что количество зарегистрированных безработных в крае за второй квартал 2009г. составляет 22 тысячи 654 человек (в том числе 15 тысяч 583 женщины), что на 5% больше по сравнению с концом 2008г. И это только официальные данные. В реальной жизни количество неучтенных безработных гораздо больше и в последующие годы их число будет стремительно увеличиваться. В проекте бюджета на 2010г. и плановый период на 2011-2012гг. средства, выделяемые на раздел "Социальная политика" практически остаются на уровне 2009г. | С.А.Трехбратова, проректор по научной работе института экономики и управления в медицине и социальной сфере, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат исторических наук | |
3.9. | Необходимо внесение изменений и дополнений в Закон Краснодарского края от 28.07.2006 № 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильём граждан отдельных категорий" (далее – №1077-КЗ) в соответствии с его частью 6 статьи 1, а именно: включить в категорию краевой подведомственности членов семей ветеранов, совместно с ними прожинающих, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем; включить в категорию краевой подведомственности членов семей ветеранов боевых действий, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших вследствие ранения, травмы или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, имеющих право па получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем; определить форму и порядок предоставления им мер социальной поддержки по обеспечению жильём с применением положений п.п. 4 и 5 статьи 7 Закона №1077-КЗ.
| Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает выделение субъектам РФ средств на оказание мер социальной поддержки ветеранам (установленных статьями с 14 по 19 и 21) по обеспечению жильём. Их объём определяется "исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ". Закон № 1077-КЗ разграничивает граждан, нуждающихся в обеспечении жильём, на отдельные категории федеральной подведомственности (которым меры социальной поддержки по обеспечению жильём предоставляются за счёт средств федерального бюджета) (ст.1) и отдельные категории совместной подведомственности (аналогичные меры которым предоставляются за счет средств бюджета края) (ст.2). При этом в соответствии с законодательством ветераны отнесены к федеральной подведомственности (п. 7 части I ст. 1 Закона № 1077-КЗ). В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам Законом № 1077-КЗ оставлены без изменения, т.е. эти меры социальной поддержки оказываются только непосредственно ветеранам без учёта количества членов семьи. Предоставление субсидий гражданам отдельных категорий совместной подведомственности и краевой подведомственности (реабилитированные и члены их семей, спасатели и члены их семей и др.) производится из бюджета края в размере, определяемом нормативом общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера субсидии в зависимости от численности семьи (часть 5 статьи 7). Исходя из вышеизложенного, следует, что категория ветеранов, в отличие от граждан отдельных категорий совместной подведомственности и краевой подведомственности, лишена права на обеспечение жильём членов своей семьи. Последняя редакция Федерального закона "О ветеранах" ухудшила меры социальной поддержки ветеранов по обеспечению жильем – в предыдущей редакции закона (подпункт 3 пункта 1 статьи 16) эта мера излагалась как "первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов". На практике она реализовывалась в виде выделения ветерану отдельной квартиры с учётом количества членив его семьи. Ныне существующее положение являет собой факт социальной несправедливости в отношении ветеранов и членов их семей.
| Д.Г.Лебедев, председатель правления Краснодарской региональной организации Общероссийской общественной организации ветеранов войны в Афганистане | |
3.10. | Внести дополнения в Законы Краснодарского края: - от 05.11.2002 № 537-КЗ "О ежемесячном пособии вдовам военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и сотрудников органов Федеральной службы безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)"; - от 07.06.2004 № 719-КЗ "О ежемесячном пособии родителям военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и сотрудников органов Федеральной службы безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", касающиеся повышения вдовам и родителям размера ежемесячного пособия с 380 рублей до 1000 рублей. | В некоторых субъектах РФ (Москва, Московская, Волгоградская, Астраханская, Оренбургская области) родителям погибших доплачивается к пенсии пособие за счет средств регионов. Как правило, источником существования родителей погибших ветеранов, достигших пред- и пенсионного возрастов, является пенсия, и они ограничены в возможности получения иных доходов. Практически все родители военнослужащих, погибших в Афганистане, достигли пенсионного возраста. Так, например, в Москве в соответствие с Комплексной Программой мер социальной защиты москвичей, ежемесячные компенсационные выплаты к пенсиям с мая текущего года составляют 2000 рублей для следующих категорий: - детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей воинской службы (в т.ч. в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе); - родителям военнослужащих, погибших в армии в мирное время; - вдовам военнослужащих, погибших (умерших) в результате боевых действий в Афганистане. Повышение размера пособия будет играть значительную роль: как знак внимания со стороны краевой власти и особого уважения к родителям и вдовам. | Д.Г.Лебедев, председатель правления Краснодарской региональной организации Общероссийской общественной организации ветеранов войны в Афганистане | |
3.11. | Внести изменения в краевую целевую программу социальной поддержки инвалидов боевых действий, военнослужащих, пострадавших при исполнении обязанности военной службы, и семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, на 2006-2010 годы (постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 14.12.2005 № 1896-П) с целью увеличения объема финансирования мероприятий (п.п. 2,3 и 4 Перечня Мероприятий): - размер материальной помощи инвалидам и вдовам предлагается увеличить в 2010г. до 7500 рублей; - объем средств, выделяемых на обеспечение реабилитации инвалидов в реабилитационных центрах, увеличить в 2010г. до 1600,0 тыс. рублей; - размер единовременной материальной помощи семьям инвалидов боевых действий и вдовам, имеющим несовершеннолетних детей увеличить в 2010г. до 2500 рублей. | Объем средств, выделяемых на обеспечение реабилитации инвалидов в реабилитационных центрах, не увеличивался с учетом инфляции много лет. Если в 2001г. на выделенные средства было приобретено 35 путевок, то в 2006г. – 12, в 2007г. – 21, в 2008г. -21, в 2009г. – 21 путевка. То есть, ставится под срыв критерий выполнения Программы реабилитации 140-150 инвалидов боевых действий. Размер единовременной материальной помощи семьям инвалидов боевых действий и вдовам, имеющим несовершеннолетних детей, составляет 1500 рублей, то есть – 125 рублей в месяц. Предлагается увеличить размер единовременной материальной помощи семьям инвалидов боевых действий и вдовам, имеющим несовершеннолетних детей, в 2010 году до 2500 рублей. | Д.Г.Лебедев, председатель правления Краснодарской региональной организации Общероссийской общественной организации ветеранов войны в Афганистане |
Ведущий публичных слушаний И.А.Перонко
Секретарь публичных слушаний И.П.Галась