Нынешний год, по словам главы государства, был трудным для всех отраслей экономики:
"Кризис серьезно ограничил доступ к кредитным ресурсам. Это ударило по всем производителям и по аграриям, к сожалению, в том числе, – подчеркнул он. – Был свернут целый ряд инвестиционных проектов, возникли проблемы со сбытом, с управлением, рентабельностью. И конечно, на ситуацию в сельском хозяйстве повлияли не самые простые погодные условия, которые были в этом году".
Однако благодаря целому набору антикризисных мер ситуацию удалось стабилизировать. Объем средств, которые направлены из федерального бюджета на реализацию госпрограммы развития АПК, в этом году увеличен до 180 млрд. рублей. Для сравнения – это приблизительно на треть больше, чем в прошлом году, и почти в два раза больше, чем в 2007 году.
Удалось решить и одну из самых острых проблем аграриев – доступность топлива и удобрений. Всем необходимым сельхозпроизводители были обеспечены на льготных условиях. И, что самое главное, сделано это было вовремя
Впрочем, одной только поддержкой из центра всех проблем не решить. В этом уверен губернатор Кубани Александр Ткачев. В своем докладе он выступил с инициативой подъема аграрного производства в целом за счет стабильного развития зернового рынка. Кстати, на Кубани этого уже достигли.
"В последние годы рентабельность выращивания зерна в 60-80% стала нормой для Краснодарского края, – отметил Александр Ткачев. – А поскольку зерно – основа молочного и мясного животноводства, это позволяет нам обеспечить общую рентабельность сельхозпроизводства на уровне 25-30%. Опыт Кубани подтверждает: сельское хозяйство – это выгодный бизнес, который имеет сегодня грамотную стратегию развития".
По мнению губернатора, нет никакой необходимости в жестком государственном регулировании этой отрасли. Однако государству необходимо установить для бизнеса четкие правила игры на внутреннем зерновом рынке, а также поддерживать имидж русского зерна на международных рынках.
Сегодня существует три составляющих рынка зерна – это продовольственная безопасность, кормовая база и доход предприятий от реализации излишков зерна на внутреннем и внешнем рынке. Для наглядности, Александр Ткачев привел пример Кубани, которая полностью обеспечивает свои потребности в зерне.
"Ежегодно мы имеем баланс производства и потребления зерна, – подчеркнул он. – При этом Краснодарскому краю для собственного потребления ежегодно нужно примерно 3,8 млн. т чтобы накормить 5 млн. кубанцев и 15 млн. отдыхающих, а также, чтобы произвести корма для животноводства, обеспечить семенной фонд и другие нужды".
Вторая часть кубанского каравая – объем, равный объему потребления -край готов реализовать на свободном рынке зерна. Но при реализации зерна необходимо особое внимание уделить таможенной продовольственной политике. Только в прошлом году через порты Краснодарского края вывезено на экспорт более 9 млн. т зерна. Причем треть его была произведена в крае.
Но при этом, например в 2007 году, только в Краснодарский край было завезено более 30 тыс. т импортного мясосырья, для производства которого потребовалось бы свыше 200 тыс. тонн зерна. В целом же в страну ввозится ежегодно не один миллион тонн мяса и мясосырья.
Получается, что сначала мы дешево продаем и вывозим зерно, а потом вынуждены втридорога ввозить мясо, которое могли бы произвести у себя, пустив на корм свое зерно. А это уже миллионы тонн зернофуража.
"Этот опыт твердо убедил нас в том, что за пределы страны можно продавать только излишки зерна, – определил главную мысль предложения губернатор. – То есть разницу между объемом произведенного зерна и объемами внутреннего потребления на продовольственные и фуражные нужды".
Для того чтобы выгодно продать этот свободный остаток и заработать на увеличении аграрного производства, необходимо заранее устанавливать ценовой ориентир. Механизмом создания такого ориентира должны быть государственные интервенции, которые позволяют снижать резкие колебания цен в ту или иную сторону.
"У нас есть огромные возможности для того, чтобы превратить наше сельское хозяйство в одно из самых передовых в мире, – в завершение совещания подчеркнул Дмитрий Медведев. – Для этого нужно три вещи. Во-первых, это новые технологии в самом широком смысле этого слова – техника и новые технологии, которые должны внедряться везде – начиная от личного подсобного хозяйства и заканчивая крупнейшими агрохолдингами, которые и так этим занимаются. Во-вторых, это должна быть работа над экономикой отрасли, работа над экономикой компаний. Проще говоря, работа с издержками, которые у нас ещё очень высокие. И, в-третьих, это помощь государства. Аграрный сектор нигде не живет без помощи государства, включая создание новых правовых и экономических механизмов. И вот это уже задача для всех присутствующих, я имею в виду руководство федеральных структур и руководство регионов. Давайте все вместе этим будем заниматься".