Описание морского порта «Морской порт Кавказ»
Небольшой порт "Кавказ" расположен в Темрюкском районе на косе Чушка в Керченском проливе Азовского моря.
В порту работает паромная переправа российской автомагистрали М25, соединяющая российскую территорию с Крымом.
В порту "Кавказ" ежегодно отмечается увеличение пассажиропотока. В 2012 году через паромную переправу проследовало 724,3 тысячи человек, 115,5 тыс. легковых авто, 34,1 тыс. грузовых, 55,1 тыс. автобусов. В сутки в порт заходило до 20 судов.
В 2013 году паромная переправа обслужила 815 тысяч человек, 133 тыс. легковых, 47 тыс. грузовых авто, 65,5 тыс. автобусов. В сутки в порт заходило 21 судно.
Летом нагрузка на пункт пропуска возрастает до 7,5 тыс. человек в сутки (23 парома). При этом паспортная пропускная способность пункта пропуска порта "Кавказ" составляет всего 262 тысяч человек в год и до 10 судозаходов в сутки.
Федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)" предусматривает реконструкцию пункта пропуска Кавказ.
В частности, в ее рамках в пределах паромной переправы порта Кавказ запустили оборудование для увеличения пропускной способности морского пункта пропуска. Там установили дополнительную линию контроля для пассажиров рейсовых и экскурсионных автобусов (две кабины паспортного контроля и модуль для таможенного и фитосанитарного контроля).
История
Портовой пункт Кавказ был создан в 1953 году для обеспечения паромных сообщений между Крымом и Кубанью (линия порт "Крым" – порт "Кавказ"). В то время он входил в Керченский торговый порт.
Его инфраструктура позволяла осуществлять перевозки пассажиров, автотранспорта и железнодорожных составов. Рядом была построена одноименная железнодорожная станция "Кавказ", на которой формировали поезда и накатку вагонов на паром.
Во времена СССР из порта "Кавказ" пассажирские катера выполняли рейсы до морвокзала в центр города Керчь. Они были возобновлены летом 2010 года.
В 1990-2000 гг. порт "Кавказ" занимался перевалкой грузов нефтяной и химической промышленности. В это время грузооборот порта значительно увеличился. Для вывоза за рубеж продукции были построены три терминала по перевалке грузов.
Открытая перевалка химических веществ и удобрений привела к ухудшению экологической обстановки и росту числа заболеваний среди жителей поселка Чушка, расположенного вблизи порта.
Кроме того, осенью 2007 года во время сильного шторма в Керченском проливе произошло несколько происшествий с судами, в результате которых в воду попало порядка тысячи тонн нефтепродуктов. Наибольший ущерб нанесло крушение речного танкера с мазутом "Волгонефть-139. А у порта "Кавказ" затонул сухогруз "Вольногорск" с грузом серы.
Паромная переправа
В конце 1980 гг. XX века Керченская паромная переправ, которую обслуживал порт "Кавказ", была передана в состав Керченского морского торгового порта и получила статус производственного – паромного комплекса. Из-за старения и износа используемых железнодорожных паромов порта "Кавказ" сначала были прекращены перевозки пассажирских, а спустя несколько лет и грузовых составов. Автомобильно-пассажирское паромное сообщение не было затронуто.
После распада СССР и превращения паромной линии в международную (Россия — Украина) в порту был организован пункт погранично-таможенного контроля.
В 1992 году для сохранности автомобильных и пассажирских перевозок было создано совместное предприятие "Переправа Крым-Кубань", основателями которого стали Керченский морской торговый порт и Кубанское речное пароходство.
А в 1996 году была создана Морская администрация портов Темрюк и Кавказ. Действующей портовой государственной структуры не было. Объекты находились в крайне неудовлетворительном состоянии. Объединив усилия организаций разных ведомств, за короткий промежуток времени удалось выполнить комплекс серьезных гидротехнических и дноуглубительных работ. Это позволило обеспечить заходы судов.
Для обеспечения безопасности судоходства создана региональная система управления движением судов Керченского пролива (порт Кавказ, порт Темрюк, порт Тамань).
Перевозка грузовых вагонов в порту "Кавказ" была возобновлена только в 2004 году после реконструкции портовых сооружений и прихода новых железнодорожных паромов.
Тогда были отремонтирована железнодорожная паромная переправа на линиях Кавказ – Крым, Кавказ Поти, Кавказ – Варна, Кавказ – Самсун. Порт стал принимать паромы длиной до 150 м с осадкой 3,8 м.
Погрузочно-разгрузочную деятельность в порту осуществляют: оператор автопассажирского и железнодорожного паромных комплексов ОАО "Анроскрым", ООО "Югнефтехимтранзит" (нефтепродукты, жидкие химические грузы, сера), ЗАО "Лада-Геленджик-Транс", ЗАО "Евро-Транс" (нефтепродукты), ООО "ЕвроТЭК-Универсал" (сера).
Сейчас в порту функционируют несколько международных паромных линий между морским портом Кавказ и портами Крым (Украина), Поти (Грузия), Варна (Болгария). В январе 2011 года железнодорожным паромом "СМАТ" выполнен пробный рейс в порт Самсун (Турция).
В феврале 2009 года была открыта железнодорожная паромная линия – порт "Кавказ" (Россия) - Варна (Болгария), на которой работает паром "Авангард", вместимостью 45 условных вагонов. Осенью 2010 года на эту линию вышел второй паром – "Славянин" (50 вагонов). Из России в Болгарию по паромной железнодорожной переправе идут сжиженный газ, нефтепродукты и химические продукты. Из Болгарии – сборные грузы и товары народного потребления.
В 2011 году началась коммерческая эксплуатация паромной линии Зонгулдак (Турция) - порт "Кавказ". Рейсы выполняются раз в неделю. Паром "АНТ-2", вмещает 80 автофургонов и около 90 пассажиров.
Осенью 2013 года был запущен новый автомобильно-пассажирский паром проекта CNF12 "Николай Аксененко". Судно обеспечивает перевозку 261 пассажира и 43 автомобилей на переправе Кубань - Крым. Это первый российский автомобильно-пассажирский паром, который начал работать на линии Кавказ - Крым. До этого времени работу переправы обеспечивали паромы "Ейск" 1987 года постройки и "Керченский-2" 1977 года постройки, принадлежащие украинской государственной судоходной компании "Керченская паромная переправа".
С 1 мая 2014 года паромная переправа Порт "Кавказ" – Порт "Крым" переориентирована исключительно под пассажирские
перевозки.
Перспективы
В конце апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения, предусматривающие постройку моста через Керченский пролив. По первоначальным задумкам, мост должен был появиться уже в 2012 году. Стоимость строительства оценивалась экспертами в сумму до $4 млрд. Потом сроки несколько раз пересматривали. Окончательным сроком введения моста в эксплуатацию был назван 2014 год.
Однако пока строительство так и не было начало. В настоящее время рассматривается несколько вариантов строительства перехода: автомобильного моста; автострады и железнодорожной магистрали, третий вариант предусматривает еще и газопровод. Четвертый вариант включает все вышеперечисленное и прокладку высоковольтной электросети.
Окончательное решение планируется принять после
разработки технико-экономического обоснования. По оценкам экспертов,
строительство продлится, минимум, 3 года. Стоимость проекта оценивается в $1,5-3 млрд.
Новости
Керченская паромная переправа планирует приостановить работу из-за шторма
Штормовое предупреждение объявлено 16 октября в акватории Керченского пролива. В связи с этим Керченская паромная переправа переведена в режим работы...
Керченская паромная переправа планирует приостановить работу из-за шторма
Контакты
Адрес:
Темрюк, Коса ЧушкаАдрес в Интернете:
https://otdih.nakubani.ru/port-kavkaz/Почтовый адрес:
353545 Краснодарский край, Темрюкский р-н, п. Коса Чушка