Трехграничье. Дневник одного путешествия (Продолжение)

07.11.2007

Часть 2. Злое карачаевское солнце (Продолжение. Начало – Часть 1 .)

16.12.33.
Рюкзаки спрятали в одной из воронок на склоне. Вперед, к озеру.

16.30.16.
Хоть мы и идем налегке, но неужто ЭТО – тот самый пологий склон, что изображен на карте? Траверсировать его одно удовольствие – вниз приличный уклон, и была бы здесь роса, укатиться можно со свистом.

16.55.04.
Наконец открылся вид на юго-запад. Видно массивный цирк на противоположном склоне балки. По прямой чуть больше километра, но ноги протестуют и наотрез отказываются идти. Только живой мысленный образ кристальной озерной воды, в которой они будут омыты, как сапоги в Индийском океане, заставляет их забыть про стертые в прах стельки и деревянные икры.

17.09.01.
Если кто-то когда-нибудь прочитает эти записки, я хочу, чтобы он представил, попытался понять, хоть каким-либо образом почувствовал это непередаваемое ощущение. Когда взят последний уступ. Когда вдруг перед тобой открывается твоя цель. Вот она, ты дошел. Ты победил.

Сижу и любуюсь безупречно гладкой бирюзовой поверхностью озера. В воде отражаются пятна снега со склонов цирка и зависшие облака. До озера еще метров 300. Жду ребят, а сам не могу отделаться от детского торжества я – то первым его увидел :-)

17.22.40.
Монолог озеру Скотта. Порция лирики.

- Ты прекрасно, озеро, я почти одушевляю тебя. Я стою у твоей кромки, бородатый, немытый, усталый мужчина, а ты невозмутимо сияешь прозрачностью своих вод и отражаешь цветы, растущие по твоим берегам, как будто хочешь подчеркнуть свою неотразимость. Кто же удержится от соблазна немного смутить девственную прозрачность твоих вод?

17.29.51.
Озеро Скотта не прониклось лиричным отступлением и встретило сурово. В воде сводит дыхание, а окунуться с головой я заставил себя с трудом и пулей выскочил на берег. Вода градусов 5, не больше.

17.38.30.
Купание взбодрило и расслабило нас одновременно. Мы сидим на теплых камнях и не в состоянии предпринимать активных действий. Вон с той точки получится великолепная панорама в долину с озером на переднем плане, но я не могу заставить себя туда подняться. Нирвана.

18.15.00.
Мы уходим. Солнце начинает садиться за водораздел, и хотя за этой горной грядой лежит точно такая же, там уже заповедник, и я испытываю очень стойкое чувство, что мы подходили к краю мира :-) Под ним нет никаких объективных оснований, но эти клочья тумана… эти сомнамбулические кони на той стороне… этот монотонный звон их шейных колокольчиков…

18.57.34.
Быстро, легко и без метаний вернулись к рюкзакам по треку. Первый раз ощутил 100%-ное преимущество GPS. Иван Гармин, ты зачислен в команду на правах постоянного участника.

19.21.09.
Обычная подготовка стоянки, описывать особенно нечего.

19.50.36.
Решив сэкономить газ, кипятим воду на сухостое из прошлогодних цветоносов каких-то кустов, не знаю их названия. Сухостой горит не особо, попеременно сменяем друг друга, изображая из себя кузнечные меха.

20.10.14.
За Лешей остается ноу-хау. Обложив котелок сухими стеблями, а не запихивая их в маленьких импровизированный очаг между двух камней, вскипятили воду за 5 минут. Жду чая, выпью ведро. Начинает накапливаться усталость. Сегодня больше ничего не пишу. "День озера Скотта" идет к концу.

День 5

Утро, около 7-ми. Ночь ознаменовалась двумя событиями. Наконец-то села батарейка на КПК, теперь его заменяет блокнот, буду писать в него. Второе событие -ночью приходили кони. Не эти тихие стреноженные, бренькающие колокольчиками лошадки. Табун резвящихся 300-килограммовых туш носился всю ночь вокруг палатки. "4 копыта", думал я, "Целых 4 копыта", и прислушивался к приближающемуся топоту и ржанию. Когда кони ушли, напрягать стал поднявшийся ветер, и я снова лежал и думал – когда же этот чертов хлопающий тент оторвет и унесет к чертям. Таким образом, ночь прошла преимущественно в раздумьях :-)

Сейчас ясно, на небе ни облачка, вот сегодня мы почувствуем солнышко, очевидно. Мажемся солнцезащитным кремом, терпеть не могу его, но без него сгорим как спички.

9.15.
Сегодня долго собирались. С тоской смотрю на седловину, которую сейчас предстоит брать. Наметил себе первый камушек, до которого буду подниматься. Как же неохота снова идти в лоб!

9.50.
Димчик решил взять седловину по более крутой траектории, мы с Лешей ползем более полого.

10.15.
Ноги отказывались сначала через каждые каждые 70 шагов, теперь я не могу пройти и 20-ти без передышки, 2/3 склона преодолели, Димчик почти наверху.

10.33.
Упал и лежу. Выползли наверх, наконец. Какая отсюда панорама! В одну сторону цветущие луга до горизонта, а в другую –мощные складки седых скал и далекий игрушечный перевал, на который нам сегодня предстоит взойти. А после него… После него начнется подъем в другой озерный цирк, где нас ждут так запавшие мне в сердце Блыбские озера и совершенно особенное место -"место силы", как я решил его для себя обозначать.

10.48.
В результате группового обсуждения-как бы обидно это не было – решено сбрасывать высоту до ближайшего отрога, по которому подойти к перевалу.

16.25.
Дошел до точки. Их здесь нет.

16.35.
Их все еще не видно. Только бы ничего не случилось.

16.45.
Контрольное время. Через полчаса выхожу на поиски.

16.53.
Они показались, наконец. Внесу все пояснения сейчас, раз я оборвал дневник утром. После последней утренней записи мы выдвинулись к перевалу, без особого напряжения его взяли и спустились в долину. Здесь, перед подъемом в наш сегодняшний цирк группа разбилась на две части – я пошел низом, ребята взяли немного выше.

И я, и они рассчитывали, что смогут спуститься в цирк по более крутой траектории, но вся неосуществимость и опасность этого намерения стала очевидной, когда я обогнул хребтик с этой стороны. Протяженные скальные выходы и внушительные сбросы высоты с большой крутизной. В лучшем случае они бы застряли на полпути и с трудом начали обратный путь, а в худшем… я молился, чтобы он не произошел.

Но теперь мужики показались из-за изгиба хребта, мы заметили друг друга. Я подожду их здесь.

17.10.
Уже шестой час, но солнце жарит все так же нестерпимо, как и в полдень. От него здесь некуда спрятаться – мы как мыши на раскаленной сковороде -разве что упасть в высокую траву на влажную, слегка заболоченную землю.

17.15.
Ребята почти поднялись ко мне. Только сейчас меня "осенило", что было бы нелишним сходить наверх, к "месту силы". Как там сейчас? Быть может, воды по колено -июль все-таки.

17.35.
Я отдыхал почти полчаса, дожидаясь группу, но все равно сейчас ползу по этому несчастному 100-метровому склону как раненая улитка. Ноги из последних сил делают отчаянные мышечные сокращения, и я медленно иду по ступеням из камней в едва живом ручейке, через шаг соскальзывая в черную жижу. Еще чуток.

17.45.
Все. Я на месте. На "месте силы". Ничего не буду пока описывать, только то, что здесь сухо. Оставляю рюкзак, пойду встречу мужиков.

18.20.
"Место силы". Обзор восхищенным взглядом:

В дальнем от нас угу поляны стекает водопадом ручей, а саму поляну охватывает тремя рукавами -двумя по краям, окаймляя ее кольцом, и одним, протекающим через середину латинской буквой S. Поляна "места силы" абсолютно ровная -это можно оценить только на сильнопересеченной местности. Избыточная влага здесь усердно питает мох, но тут нет болотных кочек и вся поверхность поляны – природный моховой матрас. А у одного из изгибов ручья лежит огромный серый валун, тонкой трещиной рассеченный надвое, как будто из него только что король Артур вынул свой меч. Три крутых цирковых склона и небольшой холмик, закрывающий вид назад, в долину, довершает впечатление сокрытого сакрального места.

Все устали смертельно. Мужики упали на берег ручья, свесились в воду. Мне повезло с попутчиками. Ни единой дневки, даже полудневки, блукание во второй день, лобовые штурмы и сбросы вместо траверсов и ни тени недовольства этим отнявшим последние силы подъемом. Смотрю на их лица. "Я устал до того предела, когда уже не испытывают эмоции" – это читается во взгляде Димчика в текущую воду. Лешиного лица не вижу – он свесил голову в ручей, но даже на затылке у него как будто пульсирует "Перегрев", "Перегрев". У него легкий тепловой удар.

18.52.
На дрожащих от усталости ногах разбили лагерь. Димчик, дорогой мой завхоз, а ведь я видел две бутылки пива у тебя в рюкзаке, видел собственными глазами и представлял его собственным воображением, когда поднимался сюда. Я прошу тебя, не дай мне разочароваться.

19.20.
Мои мольбы услышаны. 2 литра остывают в ручье, на горелке булькает каша, я полон чувства предвкушения. Поэтому дневник на сегодня заканчиваю. "День изнурения солнцем" досрочно завершен.

День 6

09.00.
Это была самая лучшая ночевка за весь поход. "Место силы" заслуживает свое название. От моего вчерашнего истощения нет и следа. Леша оправился от перегрева, Димчик бодр и в хорошем расположении духа. После завтрака отправляемся осматривать озера вверх по ручью.

09.40.
Вот мы и на месте. Сползающий в озеро снежник как по ковровой дорожке вывел нас к самому берегу. Опишу озера: нижнее отмечено на карте формой, близкой к форме сердца, но это, очевидно, при самой большой воде, сейчас это скорее живописная подкова – потерял один из пасущихся в округе коней.

Верхнее озеро не так интересно, даже в сентябре в нем еще плавали айсберги – остатки снежного покрова с его поверхности. Сейчас же, в разгар лета, 2/3 его площади еще покрыто снежной пробкой.

10.15.
Черт, у меня до сих пор не утряслись поджилки после произошедшего. Возможно, дома после похода мы со смехом будем вспоминать то, что сейчас случилось, но сейчас адреналин еще плещется в крови, а все еще не успокоившаяся вода – в тесных берегах озера. 3 минуты назад она была спокойней, чем не знаю чем что, эпитеты не лезут в голову.

Плавающий снежник 1,5-метровой толщины вполне выдерживал нас троих, и я потерял осторожность, за что тут же был наказан.

Решив сделать групповое фото со снежника, я обнаружил, что прямо со снега получается слишком низкий фокус, фотоаппарат нужно было поднять на что-то, заменившее бы штатив. Ничего подходящего, кроме камней вокруг не было. Леша принес один из них. Димчик остался сидеть для наведения фокуса.

Камень был неровным, поэтому пришлось вбивать его в плотный снег, так чтобы он встал так, как мне было нужно. Я ударил им о снег один раз, камень встал неглубоко и неровно. Я поднял его повыше и посильнее воткнул его в снежник.

Весь цирк наполнился таким страшным треском, как будто рухнула срубленная корабельная сосна. От точки удара из-под камня в обе стороны совершенно так же, как показывают в фильмах-катастрофах разошлась глубокая трещина и массивный кусок с Димчиком "на борту" на наших с Лешей глазах стал медленно сползать в воду. Мы стояли онемевшие до тех пор, пока отколовшийся кусок, стукнувшись о дно озера, не разбился надвое. В свою очередь, две расколовшиеся части стали крошиться на более мелкие, а Димчик балансировал на них, проявляя чудеса эквилибристики.

"Беги туда!" – мы заорали ему направление выхода к берегу. Димчик включил инстинкты и выскочил на берег.

"Ты цел?" только и смог я задать идиотский вопрос. Он цел, а я чувствую себя последним…

Текст: Carduus Crispus. Фото автора.

Статья была опубликована в журнале "Мужской клуб Южный регион", сентябрь 2007.

Вступай в клуб 5туристов.ру
узнавай самые свежие новости, получай спецпредложения только для членов клуба