Трехграничье. Дневник одного путешествия

06.11.2007

В этом месте сходятся три границы – заповедника и двух регионов Кавказа. В этом месте безгранично спокойные глыбы гор… на фоне безгранично синего неба… в безгранично пронзительной тишине.

ЧАСТЬ 1. Мы шли к Туровой горе
День 1,  07 июл 2007.

12.12.47.
Уезжаем в дождь. Хорошая примета.

13.40.05.
От скуки прислушиваюсь (особого труда не составляет) к частным телефонным переговорам с передних и боковых мест. Удивительной чистоты, открытости и, главное, громкости народ едет с нами -  по количеству услышанной личной информации я уже почти близкий человек им всем.

14.49.17.
Парни спят. А ведь здравая мысль!

15.01.56.
Черт, хорошая примета следует за нами по пятам  уже третий мокрый час, и впереди я вижу еще три таких же. Из происходящего неясно, означает ли это сверхудачный поход, или лишь то, что будет дох..на воды.

18.20.33.
Все-таки наверное второе…
Мы прибыли. Выгрузились. От дождя спрятались под крышей придорожного кафе. Завхоз Димчик, ты накормил нас вареной картошкой и яйцами с помидорами. Я ценю драматизм момента – растрогался почти как герой Шукшина перед поваром, обещавшим на обед щи с бараниной в фильме "Они сражались за Родину". Такой пищи у нас в ближайшую неделю не будет. Э-эх…

18.48.10.
Все, смысла пережидать больше нет. Выходим так, в дождь.

19.39.51.
Кто же знал, что автобус нас выбросит на трассе? Топаем по поселку уже почти час, а нитка маршрута в пешеходной его части еще не начата. Первое отставание от графика.

19.56.31.
Я впервые взял в поход GPS. Димчик окрестил его Иваном Гарминым. Теперь нас четверо :-)

20.04.11.
А народ здесь доброжелательный. В конце поселка повстречали местного паренька наших лет. Отвел в дом, карты раскинул, рассказал несколько полезных вещей. В частности, что дорога, по которой я предполагал преодолеть расстояние от впадения ручья до его среднего течения, заброшена и не чистилась уже лет 20. Есть и хорошие новости. По другому его берегу пробили новую. Но есть и плохие – я догадываюсь, ЧТО из себя представляет в такую погоду эта новая дорога… Пойдем, посмотрим, конечно.

20.32.40.
Пока идти можно, но достаточно на сегодня. Встаем лагерем.

22.07.00.
Засыпаем под утихший дождь. "День мокрых носков" окончен.

День 2, 08 июл 2007.

07.44.15.
В палатке сыро, за палаткой сыро, а под карематом вообще вода. Но небо почистилось, радостно!

09.03.26.
Выходим

10.28.57.
Монотонно и скучно набираем высоту. Дорога оказалась вполне ничего себе, настоящий тракт, сильно не размыт. По пути наткнулись на камень в форме… сердца. Димчик заметил – умеет же красоту видеть . Сердце огромное, теплых розоватых тонов, шрамы и трещины – явно мужское. И преподнести некому…

11.51.09.
Напрягают сбросы высоты. Только взберешься по тягуну – через 500 метров на столько же спускаешься вниз. Попадается первый подножный корм, немножко полакомились земляникой.

12.32.04.
Уперлись в ручей, здесь будем приваливаться на обед. Мы на первой контрольной точке, Иван Гармин показал 300 метров погрешности. Слегка озадачен, посмотрим, что будет дальше, но пока мне такая точность не очень нравится.

14.13.44.
Как-то резко сменился пейзаж. Припойменный ольшаник, ивы растут, галька, навязчивое впечатление северной природы. И чуток сюрра – красный песок на берегу и кроваво-алые камни в ручье.

14.55.20.
Леша наткнулся на медвежий след. Следок не очень большой и вроде один. Наслышан я о медведицах с медвежатами. Пока из живности только заяц хвост показывал.

15.22.35.
Так, а почему не было знака "Тупик"? Дорога вывела нас на поляну с охотничьим летником и недвусмысленно на ней кончилась. Расходимся на разведку.

15.55.50.
Вернулись. Вариантов два: 1) вдоль течения ручья; 2) по остаткам лесовозки, заросшая, собака, донельзя.
Иван Гармин показывает расстояние до точки, толку–то. Как до нее дойти?

16.18.00.
Сунулись на лесовозку. Парнишка из поселка не соврал, по ней не ездили 20 лет, я верю. После дождей дорога вполне похожа на русло, каждые 50 метров непролазный абсолютно бурелом. Пойдем вдоль ручья, хоть попросторней будет.

16.40.53.
Попросторней было недолго. Берега прижали к руслу, пришлось снова выгребать наверх, ползем дальше по подлеску.

16.59.27.
Выдыхаемся. Вот здесь, именно здесь, на этой кочке я смотрю правде в лицо и  сам себе признаюсь – я не знаю, куда идти дальше. Никому пока не скажу.

17.13.22.
Не скажу никогда. Сходил на разведку. Есть дорога. Тоже нечищеная, но здесь явно ходят. Изредка. Впечатлил проход через поляну папоротников. Иногда скрывали с головой. Зову парней.

17.48.51.
Резво мчим по дороге, вечереет. Но на альпику сегодня выйти, наверное, не успеем.

18.40.11.
Точно не успеем. Лесовозка худела и чахла, а потом и совсем исчезла. Прошли еще полчаса по руслу, встаем здесь, будем думать, что делать завтра.

22.22.47.
Гармин показал, где мы. Посчитал координаты. Ни хрена не понимаю. Сильно расходимся с картой. Высчитал долготу и широту до минуты, все равно не вижу себя на карте. Сознаюсь себе второй раз, что завел группу в …. Остается одно – брать ближайший склон в лоб и набирать высоту по хребту до зоны альпики.
На этом "день уныния и красных камней" объявляю закрытым. Сплю.

День 3, 09 июл 2007.

07.50.01.
Утро. Не самая удобная ночевка, но хоть вода рядом. Вчера забыл написать, что недалеко нашел небольшой водопад. В предгорьях у нас он был бы жемчужиной, как Каверзинский, например, а здесь мы просто проходя на него глянули, да и то не все.

09.06.18.
Ну что ж. Начинаем штурм.

09.51.07.
Сдохли…

10.10.33.
Нет, вот теперь точно сдохли.

10.24.00.
Я мокрый ВЕСЬ. От нас валит пар, как от загнанных мустангов. Мошки не дают скучать, меня такие еще не кусали. Крошечные "тварюжки" с игольное ушко умудряются чувствительно грызть любую открытую поверхность кожи, но особенно им нравятся кисти рук, вот же ж пакость.

11.01.46.
Вышли на хребет, поднимаемся плавнее, это радует. 1200 м. Набираем потихоньку.

11.22.05.
Ба! Да тут и куски тропы появляются. Место хоженое, не сгинем, значит :-)

11.47.52.
Стою и смотрю на нехитрое зодчество когда-то проходившего здесь человека. На стволе здорового дуба вырезано: Аслан (фамилию и вуз не могу разобрать) 1970 г. Больше 35 лет здесь никто не ходил… Даже если ему тогда было 15, то сейчас это уже 52-хлетний мужик. Странное ощущение сопричастности. Идем дальше.

12.11.21.
Первые просветы альпики. Стали попадаться березы. Даже они имеют здесь красноватый оттенок стволов. Видимо, сильно влияние Марса :-)

12.49.54.
Мы сидим на поляне, окруженной березами. Визуально я могу определить, где мы находимся по карте. Но перевод на нее GPS-координат дает немыслимую точку в 1,5 км севернее от нашего предполагаемого местоположения.

13.20.42.
Леша все расставил на свои места. Человек-компьютер. Человек-энциклопедия. Стали разбираться в причинах погрешности, и выяснилось, что при расчете координат я перепутал долготу с широтой. По мере удаления от исходной координатной точки увеличивалась и погрешность. Кроме того, Леша – светлейшая голова – показал, как пользоваться не только географическими координатами, но и математическими привязками. Любую нужную точку теперь загоняю в GPS в два счета, не морочась с градусами и минутами. Время обеда подошло как раз.

13.27.13.
С южной оконечности поляны открывается первый полномасштабный вид на Туровую гору, нашу сегодняшнюю цель. Полянку, на которой мы обедаем, облюбовали насекомые, мухи кружатся около остатков суджука, а бабочки атаковали наши рюкзаки, как ни странно. Леша предположил, что их влечет недостаток соли. Возможно и так, пропотели мы хорошо.

14.41.22.
Мы окончательно вышли в альпийскую зону. Первыми это чувствуют ноги. Полутораметровая трава густо переплетена и цепляется за все выступающие части тела. По пробитым полутропам еще можно идти, но на целине выдыхаешься через 100 метров движения.

15.34.45.
Скучное движение к Туровой горе по тропе, до привала больше не пишу.

16.04.51.
Нет, это еще не привал, но как бы нам здесь не пришлось становиться на аварийную стоянку. Не могу это не описать. За 8 минут (время, пока мы спускались в

Трехграничье

ручей за водой) окружающая картина преобразилась до неузнаваемости. Моментально пропало палящее солнце, поднялся ветер, а в настоящий момент нас накрывает облаком. Я сижу и смотрю, как со свистом ветра на  меня ползет молочная пелена. Своеобразное ощущение.

16.19.05.
Спрятались за небольшой седловиной. Туман несет ветром в долину поверх наших голов, слева и справа все в дымке, видно только вниз. И полное безмолвие. Я сижу в полной гармонии.

16.25.11.
Стало накрапывать, встаем здесь. Дальше сегодня уже не пройдем.

17.09.46.
От нечего делать завожу в GPS новые точки. В палатке от горелки тепло, разморило и уютно. Надо добавить, что разморило не только от тепла. Облегчили завхозу рюкзак на 2 литра вина. Подогрели с сахаром. Где мои ананасы к глинтвейну, а?

22.02.40.46.
Часа два травили анекдоты. 10 часов вечера, сон не идет вообще. Мужики вроде дремлют. Буду считать слонов :-). "День Туровой горы" закончен.

День 4, 10 июл 2007.

06.49.08.
Вернулся со свежего воздуха, зубы стучат. Теперь понятно, почему ночью мерзло лицо. За палаткой на траве иней, а на земле ледяная корочка. Жаркий июль выдался. Хорошо хоть снежком не припорошило. Но небо чистое, ультрафиолет в воздухе висит. "Предвкушаю" выход по росе и мокрые насквозь штаны и обувь.

13.08.55.
Первые снежники. И первые люди. Встретили двух карачаевцев. Те искренне недоумевают, как и зачем вообще нести на высоту 2000 м рюкзаки. Да еще на своих двоих. И без лошадей. Вот же дикий народ, эти туристы.
По их словам, мы в этом сезоне первые.

13.50.34.
Цветущие рододендроны! Я ж думал, что они совсем уже все отошли. Красивейший цветок. Роза гор.

15.48.22.
Дошли до перевального седла. Ночевать будем где-то здесь. Под первой частью похода можно подвести черту. Отсюда начнем нашу первую радиалку к нашей первой цели – озеро Скотта. Успеть надо до вечера…

Почему альпинизм лучше секса:

1. Восхождение может длиться весь день.
2. Вы сами выбираете уровень трудности.
3. Вы всегда можете узнать из справочника, сколько человек здесь уже побывало до вас.
4. Вы сами выбираете диаметр и длину вашей веревки.
5. У вас всегда есть кто-то, кто сможет вас подстраховать (заменить), если вы выдохлись.
6. Здесь есть много узких щелей.
7. В горах все еще остаются девственные места!

Текст: Carduus Crispus. Фото автора.

Статья была опубликована в журнале "Мужской клуб Южный регион", август 2007.

Вступай в клуб 5туристов.ру
узнавай самые свежие новости, получай спецпредложения только для членов клуба