По итогам общероссийского рейтинга ОАО "Авиационные линии Кубани" признано одним из самых надежных, стабильных и безопасных для пассажиров предприятий страны.
Не секрет, что в последние годы многие россияне стали всерьез опасаться летать самолетами. И отчасти их можно понять: все чаще средства массовой информации доносят до нас ужасающие новости об очередной отечественной авиакатастрофе! При этом чередуются в каждом конкретном случае разве что причины случившейся трагедии: то "человеческий фактор", выразившийся в недостаточной компетентности или дисциплинированности летного экипажа, виною всему оказался, то техническая неисправность воздушного судна, то отсутствие необходимого запаса горючего...
Но потенциальным пассажирам принципиальной разницы нет, по какой такой причине они рискуют в одночасье навсегда на небесах и остаться, отправляясь в воздушный путь! Им вполне естественно хочется, чтобы в их заоблачном путешествии счастливо совпали сразу все необходимые слагаемые успешного полета. А потому в наши дни россияне не случайно начинают все более глубоко интересоваться той авиакомпанией, которой собираются доверить свои жизни, достаточно ли она солидный перевозчик во всех отношениях?
И жители Краснодарского края в данном плане не исключение. Им тоже было бы небезынтересно узнать, как сегодня обстоят дела в "Авиационных линиях Кубани", что делает компания для повышения безопасности полетов и улучшения пассажирского сервиса, что станет она представлять собой в недалекой перспективе?
На эти и другие вопросы кубанцев ответил по просьбе нашего еженедельника генеральный директор ОАО "Авиационные линии Кубани" ( "АЛК") Александр Стогнушенко.
Секрет выживаемости
Если начать со статистики, то в минувшем году компания перевезла своими регулярными рейсами свыше 570 тысяч пассажиров, что несколько больше позапрошлогоднего показателя. Занятость пассажирских кресел на таких маршрутах составила более 60%. Но в текущем году мировой кризис не мог не затронуть и авиацию! Масштабы пассажиропотока неизбежно снизились: за первые шесть месяцев 2009 г. "Авиационные линии Кубани" перевезли собственным парком около 252 тысяч пассажиров, которых оказалось на 20 с лишним процентов меньше, чем в аналогичном прошлогоднем периоде. А заполняемость кресел не дотянула до шестидесятипроцентной планки.
Однако "АЛК" не стали успокаивать себя тем, что в трудной ситуации оказались все авиаперевозчики страны! Вместо этого предпочли экстренно скорректировать собственную стратегию с учетом сложившейся непростой обстановки. И сделать все, чтобы отрабатывать каждый месяц текущего года с нарастающим эффектом. В результате принятых антикризисных мер компании уже к лету удалось добиться положительной динамики развития, а к осени более чем на 20 миллионов рублей снизить понесенные убытки.
Как отмечает Александр Стогнушенко, ключевыми задачами предприятия до конца года останутся максимальная концентрация усилий на увеличение доходов и значительное снижение расходной части деятельности. Все-таки приходится считаться с тем, что в кризис "АЛК" недополучили в общей сложности около 20% в былых доходов, как и потеряли до 18% пассажиров! Потому основной упор сегодня делается прежде всего на грамотный менеджмент, который должен умело регулировать снижение расходов и выступать гарантом положительных финансовых показателей. Для того чтобы не только "выжить", но и активно развиваться дальше, предприятие обязано самостоятельно обеспечивать свою общехозяйственную деятельность. И уже сейчас думать, несмотря на все объективные сложности, о закладке фундамента для освоения новых типов воздушных судов наряду с подготовкой финансовой базы, кадров, разработкой эффективных программ обучения летного состава и расширением географии маршрутов. Словом, переходить по всем направлениям на современный европейский уровень деятельности, не пеняя на кризис и не откладывая на потом задачи первостепенной важности! Заняться вплотную теми сферами авиабизнеса, в которых "АЛК" пока отстают от других российских авиаперевозчиков, – той же сферой продаж.
Многое из намеченного уже претворяется в жизнь. А не так давно администрация авиакомпании пополнилась профессионалами в области информационных технологий, организации и контроля продаж, приглашенные в штат специалисты призваны внести "свежую струю" в стратегию "Авиационных линий Кубани".
Первым делом – самолеты!
Регулярное обновление самолетного парка для любой авиакомпании – основа основ. Но суда последнего поколения тоже должны непременно удовлетворять основным "классическим" критериям: отличаться максимальным комфортом и безопасностью для пассажиров, быть экономичными для компании и одновременно служить инструментом для получения прибыли. Причем каждая марка самолета приемлема строго для "своего" маршрута. Допустим, использование Як-42 на линии "Краснодар-Москва" можно считать оптимальным вариантом его эксплуатации. А если отправить тот же Як за Урал, на более значительное расстояние, то он вынужден будет совершать по пути промежуточную посадку на заправку. Но такой расклад современных пассажиров не устраивает – люди предпочитают добираться до места назначения без лишних неудобств. Да и жесткая конкуренция между перевозчиками заставляет отечественные компании ставить всестороннюю комфортность маршрута во главу угла! С нынешней осени "АЛК" на всех своих Яках бизнес и эконом-класса уменьшила число кресел, расширила проходы между ними. Ныне самолетный парк компании насчитывает 12 собственных Як-42 и пару арендованных. Плюс имеет он два Ту-154, которые сам сдает в аренду. К своим машинам компания относится на редкость бережно, поддерживает их в безупречном техническом состоянии, проверяет ультразвуковым и прочими передовыми методами. На этих ухоженных судах можно еще как минимум года три летать без ощутимых дополнительных затрат на поддержание их летной годности.
Однако парк в идеале обязан обновляться своевременно, не зря "Авиационные линии Кубани" славятся по стране не только завидной регулярностью своих рейсов, но и их безопасностью! У нас за последние 40 лет катастроф, к счастью, не случалось. Да и девиз компании – "Безопасность важнее прибыли!"
Как с гордостью отмечает генеральный директор "Авиационных линий Кубани", компания лучше понесет солидные убытки, чем выпустит на маршрут самолет даже с пустяковой обнаруженной неисправностью.
Но это, впрочем, не означает, что у предприятия по части воздушного парка не имеется никаких проблем! Они, конечно же, присутствуют, пусть и федерального плана – наши общероссийские беды диктуют отечественным авиакомпаниям свои "правила жизни". Некогда мощная в советские времена родная авиационная промышленность пребывает в наши дни не в самом лучшем состоянии, потому не способна обеспечить сравнительно недорогими самолетами российского производства всех, кто в них нуждается. А импортные пусть и не менее хороши, но обходятся авиапредприятиям "в копеечку" – одна только таможенная пошлина при их ввозе в Россию доходит до 40% от стоимости самолета! И это притом что речь идет о закупке подержанных зарубежных судов, отлетавших 10-15 лет. Об абсолютно новых отечественные авиаперевозчики даже не мечтают – так цены "зашкаливают".
Но все же пополнять парк надо! В начале будущего года "АЛК" планируют по схеме трехлетнего операционного лизинга приобрести четыре самолета марки "Боинг-737-300". Первый самолет компания получит в феврале, остальные – в начале весны. Но уже сейчас Александр Стогнушенко поставил на правах генерального директора перед сотрудниками компании задачу провести в минимальный срок все подготовительные работы для освоения "иностранца" Боинга. Страны ЕЭС взяли курс на ограничения по российскому летному составу: без знания английского языка не ниже четвертого уровня, без подготовки экипажа на базе евростандартов россиянам никто в скором времени "зеленый свет" не даст. Те же американские самолеты предполагается использовать как на основных маршрутах "Авиационных линий Кубани", так и на новых, в том числе зарубежных. Так что приходится, как говорится, соответствовать современным требованиям. К настоящему моменту более 25 пилотов компании уже прошли подготовку по четвертому уровню. А в целом компания планирует за три года за счет собственных оборотных и кредитных средств полностью обновить авиапарк преимущественно машинами иностранного производства, пусть они и требуют кардинального переучивания летчиков. Но не обязательно наполнить парк исключительно Боингами! Хотя концерн "Боинг" и является одним из лидирующих в мире, постоянно наращивает выпуск производства самолетов, в полном объеме обеспечивает весь мир запасными частями к ним. Но есть еще такой же добротный европейский "Эйрбас", как и другие достаточно совершенные самолеты.
Хотя нельзя не отметить, что "АЛК" предстоит и впредь претворять все намеченное в довольно сложных условиях. Кризис в авиации, по прогнозам, продлится еще долго. И нашей компании так же, как и другим ведущим российским авиапредприятиям по сей день приходится порою выполнять полеты по минимальным ценам, дабы обеспечить пассажиропоток. Но по распространенному ошибочному пути билетных распродаж "АЛК" тем не менее в начале года не пошли! Жить от распродажи до распродажи, не работая на капитал и перспективу, на замену техники, – тупиковая дорога, ведущая к краху. Да и на данный момент компания благодаря верно избранному пути развития убытков не имеет. Напротив, располагает достаточными оборотными средствами для покрытия текущих расходов. Наполняемость самолетов пассажирами тоже постепенно начинает радовать. Если взять последние ноябрьские рейсы в Москву, то во "Внуково" пассажиры раскупают более 80% билетов. Правда, отмечается по-прежнему снижение объема вахтовых перевозок. У вахтовиков на Севере промышленность "застыла" с кризисом, так что им не до перелетов пока.
Хоть на край земли!
О появившихся в текущем году маршрутах отдельное слово. Верная своему курсу на расширение географии полетов, компания открыла не так давно рейсы в Калининград и Санкт-Петербург, оба – через Москву. Международная новинка нынешнего конца нынешнего года – рейс "Краснодар – Дубай – Краснодар".
В проекте – увеличение соглашений с другими авиапредприятиями и предоставление пассажирам дополнительных сквозных маршрутов с возможностью купить билет на такие рейсы в Краснодаре. На 2010 год намечено увеличение географии международных рейсов: уже подготовлена новая немецкая сеть – Франкфурт, Ганновер. Перелеты будут выполняться на Боингах. Запланированы рейсы в Прагу, не исключены полеты в Болгарию в недалекой перспективе.
Начнут скоро выполняться полеты в Геленджик. Сейчас, кстати, прорабатывается вариант связать целый ряд южных аэропортов в региональные маршруты, которые в преддверии Олимпиады наверняка станут пользоваться повышенным спросом. Но и давно существующий спектр маршрутных услуг компании поражает своим как отечественным, так и международным богатым выбором. Куда только ни летают самолеты "Авиационных линий Кубани"! Едва ли не во все мало-мальски крупные российские города, в Эмираты, Грецию, Сирию, на Кипр.
Список можно продолжать до бесконечности: компания открыта для сотрудничества с любыми туристическими фирмами, готова рассмотреть каждое их предложение. Так что за "Авиационные линии Кубани" можно не беспокоиться. Кто бы сомневался, что под силу ей претворить в жизнь все свои грандиозные планы? И что ожидает ее однозначно радужное будущее.