Всплеск интереса к товарам luxury последние лет семь набирает обороты во всем мире. Россия не стала исключением. В нашей стране сегодня одним из символов dolce vita считается дорогая яхта, и на российских водоемах с каждым годом становится все больше парусных и моторных яхт.
Принцы и бизнесмены скупают яхты
Сегодня о любви русских к яхтам говорит весь мир. Роман Абрамович недавно приобрел "суденышко" (третье по счету), которое поразило даже видавших виды западных миллиардеров и арабских принцев. На яхте стоимостью более 100 млн. евро есть даже собственная подводная лодка! Чукотский губернатор – один из немногих людей на планете, который имеет три мегаяхты. Еще один яхтсмен, Борис Ельцин, был замечен летом в Сардинии на гигантской яхте с подружкой. Внук первого экс-президента заехал на остров поужинать и послушать концерт одной итальянской поп-дивы. Кажется, Москва помешалась на яхтах: русские стали основными заказчиками элитных яхт на мировом рынке.
Хорошая яхта от $5 млн.
Сегодня богатый человек должен иметь дом в Жуковке, спортивную машину, дом на Средиземном море и, естественно, яхту к нему. Цена яхты зависит от ее класса и начинки (спутниковая система навигации, эхолокация, электронные карты и т.д.). Русские предпочитают моторные яхты, тогда как в Европе большим уважением пользуются яхты парусные. Яхты делятся на спортивные (поменьше) и круизные (побольше). Класс яхты зависит от длины: боуты – до 30 м, суперяхты – от 30 м, мегаяхты – от 100 м.
Суперяхты подразумевают только дорогие материалы – ценные породы дерева, натуральную кожу. Но самое важное – электронная начинка – спутниковая навигация, радары. Яхта может быть небольшой, но очень дорогой из-за "внутренностей". Что касается всевозможных наворотов, тут все зависит от фантазии заказчика. Так как яхты – товар штучный, каждая должна иметь свою изюминку, какую-то фишку, чтобы отличаться от других. Вертолетную площадку или свой телефонный узел. Огромными кинотеатрами стоимостью от $30 тыс., прозрачными джакузи на палубе и танцполами уже никого не удивишь. Заказчики хотят видеть добротную классику, ведь дизайн яхт меняется нечасто – раз в 10-15 лет, как у классических авто.
Кстати, русские чаще всего покупают итальянские яхты: они самые авторитетные на рынке luxury-лодок и диктуют моду на яхты во всем мире. Небольшая парусная яхта стоит $40-50 тыс. Суперяхты с эксклюзивным дизайном – от $500 тыс. Самым большим спросом у русских пользуются яхты за $5-10 млн. – такую не стыдно и людям показать.
Второй дом
Русские, как правило, имеют по две яхты. Одна – для навигации по российским близлежащим рекам, другая – курсирует по европейским водам (Средиземноморье, Балтика). У парижан давно уже модно жить на какой-нибудь барже или яхте, пришвартованной к причалу на Сене. В недвижимость деньги уже не вкладывают: все покупают яхты. Это и дом, и возможность путешествовать, и удовлетворение своего тщеславия. Среди европейских владельцев мегаяхт считается моветоном использовать в качестве тендера (судно, на котором можно добраться от берега до яхты) дорогую лодку. По неписаным правилам считается, что стоимость тендера не может превышать $800 тыс. Но наши и здесь впереди планеты всей. Русские добираются до своей яхты на лодках стоимостью в $10 млн.
Сегодня политики, банкиры и бизнесмены любят проводить отпуск на Лазурном побережье Франции и Италии. Спрос рождает предложение: яхтинг сегодня – самая перспективная отрасль. Покупая большую, дорогую яхту, хозяин понимает, что не сможет кататься на ней круглый год, поэтому, пока судно не используется владельцем, яхты сдаются в чартер – аренду. Эта мировая практика, которой не считают зазорным пользоваться все миллиардеры. Для того чтобы оформить чартер, нужно договориться с чартерной компанией, и та поможет оформить страховку и все необходимые документы.
Учись управлять
Чтобы стать настоящим яхтсменом, необходимо научиться управлять яхтой. В этом отношении парусная красавица предназначена для настоящих яхтсменов-фанатиков, а не для понтов. Знающие люди никогда не променяют парус на моторку. Во-первых, топлива на такой яхте не нужно: ты ловишь ветер и идешь по воде. Абсолютная тишина вокруг, никаких загрязнений. Продавцы яхт, конечно, настаивают на том, что моторные лодки лучше, потому что они дороже. На самом деле парусная яхта практически не ломается, дешевле в эксплуатации, к тому же есть яхты с парусами-закрутками, которые не нужно регулировать вручную – достаточно нажать кнопку. Такую яхту может вести в одиночку даже женщина.
Яхтинг сегодня очень популярен, как и все водные виды спорта. Сезон начинается в мае и длится до октября. Когда наши яхтсмены приезжают за границу, иностранцы спрашивают: "У вас же нет моря, где вы учитесь?!" При этом уровень подготовки наших ребят гораздо выше, чем у немцев, англичан и французов.
Стоимость курса шкипера в Москве – 340 евро. Недельный курс на Эгейском море – 600-700 евро. Есть и система заочного обучения (500 евро). Зато по окончании вы получите "права" – диплом "Дневного шкипера", которые позволят вам брать яхту в любой стране мира без капитана (что гораздо дешевле).
Дорогое удовольствие
Содержание яхты обычно обходится в 10-20% в год от ее стоимости. К примеру, содержание 90-миллионной яхты Романа Абрамовича "Ле Гран Блю" выходит как минимум в $9 млн. в год. Сюда входят: оплата стоянки, экипажа, ремонт. Не входят: налоги, горючее.
В России очень высоки пошлины на яхты – 40% от стоимости. Растет и налог на яхту. Правда, налог взимается лишь в том случае, если ее двигатель больше 5 лошадиных сил. По российскому законодательству яхта приравнивается к недвижимости, так что оформлять ее нужно так же. Понятно, что на это уходит масса времени и бумаги. Правда, существует ряд лазеек в законе, которыми яхтовладельцы и пользуются.
Яхта для президента
Московский судостроительный завод – единственное в России предприятие, специализирующееся на постройке яхт. Именно здесь была спущена на воду яхта для Владимира Путина "Паллада", по слухам, стоящая $4 миллиона. Длина судна – 31 м; скорость – 24 узла. Самое дорогое в яхте – навороченная навигационная система: эхолоты и камеры швартовки. Есть на лодке и спутниковое ТВ. Яхта рассчитана на команду из 4 человек (капитан и мотористы). Кстати, построена она была в рекордно короткий срок – менее чем за год. Дизайн для яхты опять же, по слухам, разработал англичанин Джон Баненьерг, сын знаменитого яхтенного дизайнера.
Отечественные яхты гораздо дешевле импортных, правда, по качеству пока уступают зарубежным. Но для того чтобы ходить в ресторанчик на набережной или на рыбалку по Волге, эти яхты подходят идеально.
Пять самых дорогих яхт мира
1. "Леди Моура". $210 млн. Длина – 104,85 м. Сегодня считается самой дорогой в мире яхтой. Была построена в 1991 году по заказу саудовского принца Нассера аль-Рашида. Оснащена скоростным катером на подводных
крыльях. Аль-Рашид потребовал, чтобы катер сразу оказывался в воде. Немецкие судостроители разместили 12-метровую "Сигарету"(так называется катерок) над самой ватерлинией.
2. "Аль-Мансур". Около $200 млн. Длина – 122 м. Президентская яхта Саддама Хусейна. К несчастью, судно постигла трагическая участь: оно затонуло в ходе бомбардировок порта Басры 25 марта 2003 года. Восьмипалубная красавица "Аль-Мансур" была самым крупным судном в иракских ВМФ. Центральную часть яхты украшал куполообразный атриум, на задней палубе располагалась вертолетная площадка. 20 лет назад эта яхта считалась самой дорогой из частных яхт не только Ирака, но и всего мира.
3. "Александр". $150 млн. Длина – 122 м. Владелец – греческий магнат Яннис Лацис – скончался в прошлом году. Была спущена на воду в 1976 году. Первоначально было построено как небольшой круизный теплоход. В 1985 году оно перешло во владение греческого миллиардера, и он переоборудовал его в океанскую яхту.
4. "Пелорус". $120 млн. Длина – 115 м. Прогулочное судно, построено в Германии в 2000 году, часть дна – стеклянная. Одна из трех суперяхт, принадлежащих Роману Абрамовичу. На лодке есть система обнаружения ракет и мини-субмарина.
Еще одна яхта Абрамовича – "Ле Гран Блю" ("Голубая бездна"). Длина – 108,3 м. Яхта куплена у Пола Аллена, одного из основателей компьютерного гиганта Microsoft, за $90 млн. На судне есть 20-метровый скоростной катер на подводных крыльях. Возле судовой надстройки – вертолетная площадка, где стоит двухместный вертолет. На корме Абрамович сохранил бассейн с подогревом и выстроил рядом с ним просторный шатер с колоннами из редких пород деревьев. Яхта стилизована под военный корабль.
5. "Абдул Азиз". $109 млн. Длина – 147 м. Самая большая яхта в мире, построенная в Дании, принадлежит королю Саудовской Аравии. Спущена на воду в 1984 году. Экипаж яхты – 50 человек, судно оборудовано сложной системой подводного наблюдения и несколькими установками "Стингер" для безопасности, а также бассейном, который при необходимости превращается в танцпол.
Во сколько обойдется содержание яхты:
Регистрация яхты – от 10 до 30 тыс. руб. в зависимости от размера.
Стоянка – $1500 в месяц.
Шкипер – $1500 в месяц.
Паруса – $3000-5000. Их нужно менять каждые три года.
Краска тефлоновая – $300 без работы. Пластиковые яхты красить не нужно, но подводную часть придется ежегодно покрывать такой краской, чтобы она не обрастала ракушками и тиной.
Добавьте к этому расходы на бензин (в час средняя моторная яхта съедает 30 литров) и специальную одежду: ботинки, не скользящие и не оставляющие следов на полу яхты (минимум $150-200), непромокаемый спортивный костюм – $400-600.
Специалисты советуют покупать яхту за рубежом, но не везти ее в Россию, а прописывать в порту за границей.
Статья была опубликована в журнале "НА ЮГЕ ВЫХОДНОЙ", № 46, июль 2007.