Билеты на поезда и самолеты дорожают, на гостиницах тоже хотелось бы сэкономить, а выехать куда-нибудь на теплое морское побережье в отпуск очень хочется. Что делать? Один из вариантов — арендовать дом на колесах (кемпер) и — вперед. С каждым годом этот способ отдыха готовы выбрать все большее количество отдыхающих. А если есть спрос, - определенно надо формировать и предложение.
По мнению экспертов, прокат автодомов — сравнительно новый, но весьма перспективный вид бизнеса.
В России туристы-дикари существовали всегда. Для них даже делали специальные кемпинги, и хоть автомобилистов было мало, эти кемпинги были переполнены. Несмотря на неудобства, семья усаживалась в автомобиль отечественного производства, запихивала в багажник отечественную же палатку, печку, гитару и отправлялась смотреть родной край.
Тем временем, одним из недостижимых символов настоящей западной жизни, наряду с кока-колой, продолжал оставаться вагончик-фургон, в котором можно жить и в котором семья путешествует, куда глядят глаза папы, сидящего за рулём. Кинопрокат услужливо знакомил советского зрителя с сюжетами, где герои едут-едут, а с ними случаются приключения – наш человек смотрел на это всё, и в нём разгоралась страсть, никем до сих пор не погашенная.
Времена изменились, и сегодня можно спокойно выехать в Европу на своём кемпере, тем более, что там есть развитая сеть кемпер-стоянок и путешествие на колёсах существует как особый туристический продукт. В России построить подобные стоянки и написать маршруты – не проблема. Вот только аренда кемперов (а тем более — их продажа) у нас еще практически не развита.
Что это такое?
Автодома бывают двух разновидностей — самоходные (кемперы) и прицепы (караваны). Последние присоединяются к легковому автомобилю или внедорожнику грузоподъемностью более 1 тонны. Вместимость караванов — не более четырех спальных мест. В кемперах может быть до семи мест. К тому же, внутри них больше, чем в прицепах, разнообразных багажных отделений. Независимо от категории, заводские автодома оборудованы всем необходимым для длительного проживания — душем, санузлом, кухней, отоплением, электро– и водоснабжением.
Однако, если караван в среднем стоит от 20 до 60 тысяч евро, то кемпер обойдется уже в сумму от 55 до 250 тысяч. Само собой разумеется, что решиться на подобную покупку (особенно, с учетом того, что использоваться такое авто будет не чаще одного раза в год) могут очень не многие россияне. А вот взять это чудо автомобильной техники на прокат, в аренду, – это уже совсем другое дело.
– Когда мы начинали свою деятельность, рассчитывали на сдачу в аренду более дешевого сегмента автодомов-караванов, но ошиблись, – рассказывает Владислав Кассель, директор компании «Автокемпер Украина». – Также караваны в прокат сдавать менее выгодно, нежели «дома на колесах», — у большинства отечественных водителей отсутствует в водительском удостоверении категория «Е» (управление транспортным средством с прицепом) и нет навыков управления такими транспортными средствами.
К тому же, согласно российским ПДД в вагоне-прицепе нельзя находиться во время движения, поэтому на российском рынке пользуются спросом именно самоходные автодома (кемперы).
Сколько стоит?
На рынке подержанных авто где-то за один миллион рублей можно приобрести три семи-десятилетних прицепа или один самоходный автодом. По мнению участников рынка проката «домов на колесах», на начальном этапе нужно иметь в распоряжении минимум три единицы необходимой техники (кемпера или каравана-прицепа).
Учитывая вышеприведенные рекомендации Владислава Касселя, предположим, что мы купили два кемпера и один караван (все это выльется где-то в 2 млн 400 тысяч рублей). Стоянку для автодомов можно организовать во дворе частного дома либо на парковке.Не лишним будет оборудовать и ремонтный бокс. Он, кстати, пригодится не только для ремонта. В него загоняют автодома, чтобы продемонстрировать клиенту их исправность. Внутри должен стоять подъемник, чтобы поднять автомобиль и дать возможность осмотреть его снизу. По приблизительным подсчетам, оборудование бокса обойдется примерно в 500 тыс. рублей.
Теперь попробуем посчитать доходы. Теоретически автодома можно сдавать в аренду круглый год. Но для чистоты эксперимента попробуем учесть только теплые месяцы — самый пик спроса на кемперы и караваны.
Итак, будем исходить из того, в среднем кемперы и прицепы находятся в пользовании клиентами 60 процентов времени. То есть примерно 220 дней в году.
Аренда двухместного прицепа стоит от 700 рублей в сутки, четырехместного — от 1,5 тыс. рублей. Самодвижущийся кемпер можно сдать за 3 тыс. рублей. Минимальный срок аренды — 3 суток.
У нас в наличии два кемпера и один прицеп. На кемперах наш возможный заработок составит 660 тысяч. Караван-прицеп даст нам еще 242 000 рублей (исходя из усреднейнной стоимости аренды прицепа в 1100 рублей в день). Итого за год имеем 902 тысячи.
Теперь посчитаем возможные затраты (без учета затрат на зарплату обслуживающему персоналу):
– закупка техники — 2400 тыс рублей;
– оборудование ремонтного бокса — 500 тыс рублей;
– содержание автопарка (ремонт, подкрутка и регулировка всех систем, обновление интерьера по мере надобности) — около 100 тысяч рублей в год.
Всего: единовременные затраты — 2900 тысяч рублей + ежегодные — 100 тысяч рублей.
Произведя некоторые математические операции получим, что все наши вложения окупятся примерно за три с половиной года, что подтверждает и статистика, согласно которой бизнес по аренде автодомов выходит на рентабельность максимум за три года.
Важные ньюансы
Если верить игрокам рынка аренды автодомов, каких-то особых сложностей в ведении этого вида бизнеса практически нет. Необходимо лишь придерживаться некоторых правил сдачи автотехники в аренду и приема ее обратно.
Конечно же, обязательно необходимо и до, и после использования в присутствии клиента проверить работоспособность всех систем, наличие топлива, газа и воды в баках. Кстати, при возврате особенно тщательно нужно проверить днище: в поездках по бездорожью это самая уязвимая часть автотехники.
Летом транспорт сдается полностью заправленным топливом, газом и водой. Зимой, дабы избежать замерзания воды, арендатор сам наполняет баки, непосредственно перед началом использования автодомом.
Далее, с клиентом обязательно заключают договор, согласовывают маршрут поездки и берут залог: 15-30 тыс рублей для путешествующих в пределах региона и до 50 процентов стоимости машины при дальних поездках.
Если автодом поломается по вине клиента, из залоговой суммы вычитаются расходы на ремонт. Так же из суммы залога вычитается стоимость мойки, если технику сдают в грязном состоянии, и чистки салона, если и там клиенты напакостили.
Вот, в принципе, и — все.
Опубликовано в журнале "Отдых на Кубани.ру" №10 2012 г.