Казачья свадьба - Выставочный комплекс «Атамань»

Темрюк, Тамань, ул. Лебедева, 102 Показать на карте

Казаки придавали огромное значение свадьбе. В разное время свадебные обряды проводились по-разному. Более трех веков он проводился на майдане в Кругу. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину. Затем они во всеуслышание произносили: – "Ты, Федосья будь мне жана", "Ты Иван Семенович, будь мне муж". После молодожены принимали поздравления от атамана и казаков.  В начале ХIХ века свадьба уже состояла из смотрин, или сватовства, пропоя, посиделок,  вечеринки, и собственно самой свадьбы (выкупа косы, венчания, у невест, у жениха). Казачьи свадьбы обычно проводили после уборки урожая. В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-300 рублей. К таким свадьбам начинали готовиться  с самого рождения детей.

Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и если она им люба, начинали приготовления к сватовству: наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами. После того, как родители узнали к кому идти свататься, они одевались нарядную одежду, обряжали сына, приглашали с собой знакомого казака или родственника, обладающего речистым разговором, и шли к сватам.

При входе на смотрины в дом невесты, сваты говорили: "Мы долго охотились за красивой куницей, и она забежала к вам во двор. вот мы и хотели бы посмотреть не забежала ли она в ваш дом!" Или: – "У вас мы слышали – есть товар, а у нас купец; у вас невеста, а у нас жених: вот мы и пришли посвататься". Следует ответ: "Милости просим". Если отцу невесты жених приятен, он говорил: "Проходите гости, милости просим". В обратном случае следовал отказ.

После гостей приглашали к столу. За едой они договаривались о смотринах, но уже в курене жениха. Через неделю мать и отец невесты ехали к родителям жениха. Там они осматривали хозяйство, комнаты и знакомились с семьей будущего зятя. Затем из приглашали за стол. Здесь же уговаривались, когда быть сводам. На сводах жених проходил ритуал "нахождения невесты". Тогда же родители молодых спрашивали детей согласия на брак. Следовали ответы: "Из воли родительской не выходим. Согласны". Затем  сваты-отцы молодых бьют друг друга по рукам. По окончании обеда, гости, поблагодарив сватов за хлеб-соль, договаривались о дне свадьбы. А молодежь каталась по станице.

С этого времени девушка считалась "пропитой невестою", или "пропитухою".

До дня венчания в доме невесты начинаются "вечеринки" или "ночевки" на которых собираются жених, его друзья и ее подруги. Они устраивали различные игры, сопровождающиеся пением песен, которые прославляют пары девушек и парней. На строго "ночевках" следили за тем, чтобы никто не мог уснуть. Провинившихся наказывали.

Вечером перед днем свадьбы в дом жениха завозили приданное невесты. В день бракосочетания невеста вставала до восхода солнца. Она обходила весь свой двор, прощаясь со всем, что ей было дорого. Затем шла в сад и начинала причитать (голосить). Вскоре появлялись ее подруги. Вместе они отправлялись на кладбище "испросить" благословение на свадьбу от умерших родственников. После этого невеста возвращалась домой и готовилась к встрече жениха. И вот слышен конский топот, стук экипажей, песни, выстрелы. Это жених со своими гостями подъехал ко двору. Подруги невесты пели песни. После чего дружка спрашивал разрешения ввести в дом князя. Вошедшего жениха сажали за стол рядом с невестою. Молодые ничего не ели до венчания. Родители невесты благословляют и напутствуют молодых, они усаживаются на тройку. Раздаются ружейные выстрелы и все экипажи отправляются в церковь.

После венчания жених и невеста ехали в дом родителей невесты, где их поздравляли ее отец и мать, за ними крестные и остальные присутствующие. Тем, кто поздравлял молодых подносили спиртное и специально испеченные "шишки".

Вскоре сваха приступает к "обрезанию" косы. Когда сваха расплетает косу, невестин брат брал тупой нож и "резал" волосы. Дружка говорил "Постой, постой не режь, мы эту косу выкупим". Они начинали торговаться до тех пор, пока брат не оставался доволен. Сваха заплетала две косы. После этого гости опять поздравляли молодых. По окончании даров молодых выводили из комнаты во двор. Мать невесты передавала икону (обычно ту с которой сама выходила замуж) и родительское благословение. На пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед в бабушка, крестные. Отец обычно держал икону, а мать хлеб-соль. Молодые трижды крестились иконе, целовали ее, а затем хлеб. Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами. орехами. желая изобилия и счастья. Молодые входили в дом так, чтобы не наступить на порог, дабы не потерять суженого и становились на овчинную шубу, которую расстилали шерстью вверх. Хмель и овчинная шуб являлись символом довольства и зажиточности. После этого все садились за стол. Начинались поздравления новобрачных, одаривания их подарками. Во время даров каждый из поздравляющих, просил подсладить спиртное.

Главным условием казачьей свадьбы считалось веселье, что сулило молодым счастливую семейную жизнь. Гости могли сидеть и веселиться до утра, а молодых поздним вечером отправляли в их комнату на брачное ложе, куда их сопровождали дружка и свашка, которые шутливо давали им наставления.

Второй день свадьбы начинался с умывания молодой жены. Затем она шла к колодцу, обязательно бросала туда монетку. Почерпнув из колодца воды,

она шла к дому, где ее ожидали свекор и свекровь, которым она поочередно сливала воду. Пока невестка занималась умыванием родни, со стороны молодых проверяли ее "честность". Если молодая жена оказывалась целомудренной, то свашки к длинному шесту привязывали красный платок или кусок красной материи, а гостям в петлицы – красные ленточки. Красный цвет символизировал у казаков целомудрие невесты. Случалось, что до свадьбы молодая жена утрачивала целомудрие, тогда над домом вывешивали белый флаг.

После умывания молодая жена приглашала всех родных гостей за стол. Внимание здесь привлекал молодой муж, который обязан был разломить сваренную курицу. По тому, как он расправляется с курицей, судили об его способностях "расправиться" и с женой.  Тех гостей, которые опаздывали к завтраку, разували, обливали водой, катали на тачке. Чтобы избежать этого, опоздавшие откупались деньгами, спиртным, конфетками и т.д. После завтрака родителей молодого мужа наряжали женихом и невестой сажали на тачку и возили. Затем все гости шли к родителям жены. Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду.

Раньше в казачьих семьях кольца, серебряные, носили только женщины. Если молодая казачка носила кольцо на левой руке, то это была девушка на выданье, а если на правой, то просватана. Если кольцо с бирюзой на левой руке, то ее жених или муж находятся на службе. Если казачка носила золотое кольцо на правой руке, это означало, что она замужем, на левой – разведена. Если на левой руке у нее было два кольца, значит она вдова (второе кольцо умершего супруга).

Контакты

  • Адрес:

    Темрюк, Тамань, ул. Лебедева, 102
  • Адрес в Интернете:

    https://otdih.nakubani.ru/ataman/
  • Почтовый адрес:

    353556, Краснодарский край, Темрюкский район, ст-ца Тамань, ул. Лебедева, 102

© 2006–2024 Отдых.на Кубани.ру — отдых и туризм в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Компании ООО "На Кубани.ру" принадлежит доменное имя nakubani.ru на основании "Свидетельства о регистрации доменного имени", свидетельство о регистрации СМИ –Эл № ФС77-79732 от 07.12.2020 г. (12+), зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР), а так же товарный знак "НАКУБАНИ ОТДЫХ КУБАНИ ОТДЫХ.НА КУБАНИ.РУ" на основании "Свидетельства на Товарный Знак № 547792". Это подтверждает юридическую защиту прав, согласно статьям 1252 ГК РФ, 1484 ГК РФ и 1229 ГК РФ.