Президент России Дмитрий Медведев в разы сократил количество стратегических предприятий. В список попали и крупнейшие кубанские компании, в том числе и морские порты. Не повторится ли "дикая" приватизация 90-х, и как предприятия будут жить без государственной поддержки?
Несколько крупных кубанских предприятий не так давно были исключены из списка стратегических.
Всего высокий статус потеряли восемь предприятий Краснодарского края: Новороссийский, Туапсинский и Ейский порты, а также аэропорт Анапы, "Кубаньлестоппром", "Союзморгео", "Тоннельный отряд №44", "Юждорстрой".
Напомним, что Президент РФ Дмитрий Медведев своим указом исключил из перечня стратегические предприятия с долей участия государства в уставном капитале менее контрольной.
Также исключены из перечня предприятия, находящиеся на различных стадиях банкротства и не имеющие адекватной стратегии восстановления платежеспособности, и ряд ФГУПов, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, но имеющих незначительный государственный оборонный заказ либо его отсутствие.
Как сообщается, по ряду организаций уже приняты решения о передаче пакетов акций (от 74,5% до 100%), находящихся в федеральной собственности, в уставные капиталы различных интегрированных структур, и изменения перечня направлены на передачу всей полноты полномочий по управлению этими организациями.
Однако, как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий в правительстве вопросы госимущества, исключение этих предприятий из списка стратегических "не означает их автоматической приватизации".
Как скажется решение президента на экономической ситуации в Краснодарском крае? Ведь статус стратегического предприятия предполагает особую государственную поддержку, особые преференции, которых указанные выше предприятия теперь лишились. С другой стороны, перечисленные предприятия уже и так чувствовали себя достаточно самостоятельно. Что, впрочем, не лишает их деятельности стратегического характера, в том числе и связанного с подготовкой к сочинской Олимпиаде 2014 года.
Теперь всех интересует один вопрос: в чьи руки попадет государственная доля в уставных капиталах приватизируемых компаний? Многие эксперты заявляют, что терять такие предприятия, как морские порты государству было явно не выгодно, и видят в случившемся повторение ситуации начала 90-х, когда в частные руки попадали крупнейшие предприятия России. Более оптимистично настроенные утверждают, что в частных руках собственность "работает" всегда эффективнее, чем в государственных.