Олимпийская столица уже давно привлекает всеобщее внимание. Но как живется самим сочинцам? Что городская власть делает для повышения комфортности их жизни? На эти и другие вопросы "МК" на Кубани" отвечал мэр города Анатолий Пахомов.
Какие впечатления остались от последнего визита чиновников МОК во главе с Жаком Рогге?
- Жак Рогге всего лишь второй раз в Сочи. Первый его визит был в самом начале, когда наш город только объявили олимпийским. Тогда он отнесся к нам с некоторой настороженностью, а справимся ли мы с поставленными задачами за такой срок? В этот раз он был приятно удивлен, когда увидел практически готовые горнолыжные трассы и многое другое, он сказал: "Да, теперь я вижу мощь Российского государства!"
- Сочинцы очень воодушевлены тем, что концертный зал "Фестивальный" будет сохранен. Как скоро будет окончательно решен этот вопрос, ведь нужны немалые средства, чтобы вернуть эти земли городу?
- Этот вопрос уже решен. Хочу ответственно заявить, что киноконцертный зал "Фестивальный" не будет снесен ни при каких обстоятельствах! Это политическое решение! В этом нас поддерживает полностью губернатор. Нам придется вернуть 500 млн. руб. инвесторам, половину этой суммы даст край, вторую часть - казна города. Это знаковое место города, его нельзя потерять. И подобных дел, которые мы решаем, немало, только не всегда об этом слышно. Например, сквер перед морпортом мог быть уничтожен, там собирались построить ресторан, но я не разрешил. Остановка "Платановая аллея", где рядом под застройку попадал зеленый уголок известного ландшафтного озеленителя, дизайнера С.Н. Венчагова, - я тоже отстаиваю это место, в данное время идут арбитражные суды. Многие инвесторы недопонимают, что их проекты могут изуродовать лицо города, а это непременно скажется на основной статье дохода - туризме! Хорошо, что мы приняли в прошлом году генеральный план города и правила землепользования, это помогает бороться со старыми договорами и не совершать новых ошибок.
- Зеленый наряд города является гордостью для местных жителей и притягательным фактором, достопримечательностью для туристов. Скажите, пожалуйста, сколько высажено деревьев в городской черте в этом году или сколько планируется?
- В Сочи работает нормативный акт, принятый еще в 2007 году. По нему вырубка любого дерева или кустарника должна быть компенсирована посадкой аналогичных насаждений в количестве от двух до четырех единиц. В связи с тем, что в Сочи сейчас идет активное строительство, кое-где деревья приходится вырубать, без этого не обойтись. Но все эти потери будут компенсироваться. Назову лишь несколько цифр. В качестве компенсационных высадок уже посажено более 44000 деревьев в районе Красной Поляны. В течение ближайших двух-трех лет в городе будет посажено более 60000 деревьев, речь идет не о кустарниках, а именно о крупномерной растительности. Более конкретный пример: от адлерского ж/д вокзала до нового аэропорта будет высажено 4200 деревьев. Так что зеленый наряд города мы восстановим и даже приумножим.
- Как реализуется Ваше постановление, что вход местных жителей на все пляжи, в том числе и санаторские, будет доступен и бесплатен?
- Эта работа продолжается по сей день. Совсем недавно, например, мы открыли для горожан пляж санатория "Волна". В целом за два года нам удалось сделать свободным доступ на 26 пляжей, которые ранее считались закрытыми. На сегодня из 161 пляжной территории в Сочи полностью доступны 122 пляжа. Но есть понятие - "федеральная собственность", я могу открыть только те пляжи, земля которых принадлежит муниципалитету, например, чтобы открыть пляж санатория "Заполярье", этот вопрос необходимо решать через Москву.
- Какие в этом сезоне будут предприняты действия по поводу пробок, особенно в сторону аэропорта? Мы слышали, что с 1 июля будет действовать морское такси?
- Мы планируем изменить схему движения на Адлерском кольце с целью расширить пропускную способность этой развязки. Кроме того, весь крупногабаритный транспорт из Абхазии будет перенаправлен на обходные дороги, что позволит существенно разгрузить движение.
Что касается морского такси, его работа уже апробирована в тестовом режиме. Функционировать оно начнет в этом сезоне. На первом этапе малогабаритные суда будут останавливаться в четырех портопунктах: Лазаревка, Лоо, Сочи, Адлер. Но уже со следующего года количество портопунктов возрастет вдвое, добавятся Дагомыс, Мацеста, Хоста, Курортный городок. Уверен, что этот транспорт будет пользоваться популярностью.
-Возможно ли пустить дополнительную короткую электричку "СочиАдлер" и сократить количество маршрутных такси, которые наводняют и без того перегруженные дороги Сочи?
- Дополнительную электричку пустить, к сожалению, возможности нет, поскольку нагрузка на железную дорогу и без того увеличилась в связи с доставкой грузов для олимпийских строек. Что касается маршрутных такси, их количество будет несколько сокращено за счет их замены на более вместимые малогабаритные автобусы. С начала этого года уже заменено около 20% подвижного состава сочинских автотранспортных предприятий. К концу года этот показатель подрастет до 50%.
- Это правда, что морской транспорт подешевеет в этом году и количество пассажирских рейсов увеличится более чем в два раза?
- Стоимость проезда на внутригородском морском транспорте будет вполне доступна для жителей и гостей курорта. К примеру, стоимость билета от Сочи до Адлера на "Комете" будет стоить 200 рублей, а время пути составит всего 40 минут. Это судно будет выполнять три рейса в день. В летнюю навигацию наш морпорт задействован очень активно, всего осуществляются рейсы по восьми направлениям, в том числе в Гагру, Новороссийск, Анапу.
-Проблема нехватки электроэнергии в городе существует, с введением в строй олимпийских объектов уровень потребления возрастет. На каком этапе находиться строительство Сочинской ТЭС?
- Ее строительство уже завершено, вторая очередь запущена в 2009 году, сейчас завершается процесс пуско-наладочных работ, но будет строиться еще Адлерская и Кудепстинская ТЭС. Теперь у нас не будет отключения света даже зимой во время снегопадов. Это благодаря тому, что мы постоянно работаем в этом направлении. На полную модернизацию энергоснабжения города выделяется порядка 90 миллиардов рублей.
-Скажите, пожалуйста, бывает ли у мэра трудовой отпуск, если "да", то пользуетесь ли Вы им?
Отпуск для меня нереален, хотя, естественно, и полагается. Я планирую работать без отпуска до конца олимпийского строительства, потому что проблем очень много и все они "горячие". На самом деле, очень трудно быть популярным мэром в период переустройства города. Взять, допустим, строительство дублера Курортного проспекта. Никто не хочет, чтобы мимо его окон мчалось большое количество автомашин, но иначе мы не избавим наш город от жутких пробок, которые так всем надоели. Мой самый большой грех, что я не родился в Сочи, но я себя считаю сочинцем, потому что люблю Сочи и стараюсь многое сделать для него. Надеюсь, что мои дела будут завершены так, как я наметил. Рано или поздно время все расставит на свои места. Уже сейчас видно, что город меняется, становится более современным и чистым. Я хочу сохранить город, возродить лучшие советские традиции и передать этот город нашим детям, потомкам как город-курорт, город-сад!