На премьеру лайт-оперы "Гоголь. Чичиков. Души" в южную столицу прибыл композитор Александр Пантыкин. Перед спектаклем в Музыкальном театре ТО "Премьера" прошла пресс-конференция, посвященная постановке.
Кроме Александра Александровича, на вопросы журналистов отвечали режиссер Александр Мацко, художник-постановщик Максим Обрезков, дирижер-постановщик Андрей Лебедев и художественный руководитель "Премьеры" Татьяна Михайловна Гатова.
Как оказалось, краснодарский театр не первым поставил "Гоголь. Чичиков. Души". До него "современное прочтение" давали в Екатеринбурге и Свердловске.В кубанской столице спектакль рождался долгих три года. Но результат того стоил!
– Жанр лайт-оперы придумал я, – признался композитор. – За границей аналогов не знаю, а в нашей стране уже достаточно много произведений. В нем есть элементы оперы, музыкальной комедии, мюзикла, драматического искусства, контемпорари дэнс, классического балета... Практически все, что сегодня мы видим на сцене, может стать его частью. Это динамичный жанр – в нем нет ничего застывшего. И одна из важнейших его составляющих – "съедобность". Мне не хотелось писать музыки заумной, какой-то псевдоавангардной. Хотелось, чтобы оперу могли слушать самые разнообразные слои населения.
Особенно порадовало музыканта то, как внимательно смотрели постановку школьники – "самая сложная" публика.
– Необходимо разговаривать на одном языке с молодым поколением, – поддержал коллегу Александр Мацко. – Нам интересно их мнение. Мы стремимся, чтобы на классические произведения пришли молодые зрители.
– Детей тоже надо "затащить" в театр, – вторила режиссеру Татьяна Михайловна.
– Это сложнейшая опера, – заметил композитор. – Многие театры нашей страны не смогли ее исполнить. Смелость, с которой краснодарский театр взялся за нее, удивительна. Впервые я увидел музыкальный материал, который был сделан в том, авторском виде, в котором он задумывался.
Александр Александрович назвал лайт-оперу лондонской транскрипцией, в которой с большим уважением относятся XIX веку. "Дедушка уральского рока" выразил "большой респект" и масштабности оформления, и технической оснащенности, и цветовой партитуре, и оркестру Краснодарского музыкального театра. "Спектакль может претендовать на самую лучшую оценку в нашей стране", – уверен композитор.
Собравшиеся отметили: лайт-оперу от классических отличает, в том числе, понятность. "Зритель услышит все, от первой буквы до последней".
Обсудили эффект от репродукции картины Иванова "Явление Христа народу". Рукотворный холст появляется на заднем плане в финальной сцене. Художник завершил создание картины одновременно с выходом в свет "Мертвых душ", и в образе одного из персонажей изобразил своего друга – Николая Гоголя.
Говоря о связи автора с его произведением, Пантыкин заметил: "У Гоголя были сложные отношения с матерью, которая его содержала. Он забрал у нее деньги без спроса и уехал в Рим, где и написал "Мертвые души". Также композитор напомнил, что идею "Мертвых душ" Гоголю подсказал Александр Пушкин.