Мировой фрирайд-тур (Freeride World Tour – FWT) как чемпионат мира впервые состоялся в 2008 году. По его итогам были определены первые чемпионы миры среди женщин и мужчин в категориях "горные лыжи" и "сноуборд" и впервые составлен рейтинг спортсменов. В 2009 году FWT состоит из четырех этапов и проходит поочередно в России, США, Франции и Швейцарии. Общий призовой фонд тура составляет 250 тысяч долларов.
Российский этап Мирового фрирайд-тура Nissan Russian Adventure – первые международные соревнования по горным лыжам и сноуборду в Красной Поляне. Призовой фонд этапа составил 55600 долларов. Всего в Красную Поляну прибыли 60 спортсменов из 9 стран: Швеции, Франции, Норвегии, США, Австрии, Аргентины, Швейцарии, Финляндии и России. Сам факт проведения подобных соревнований свидетельствует о мировом признании высоких стандартов природных условий российского курорта для зимних видов спорта. Как отметил организатор FWT Николас Хейл-Вудс: "Девиз чемпионата мира по фрирайду: "Лучшие райдеры в лучших курортах на лучших склонах". Кроме того, проведение FWT в Красной Поляне – очень важный шаг на пути к подготовке зимней Олимпиады 2014 года.
Хроника стартов начинается с воскресенья, 18 января, когда первые участники и организаторы тура прибыли в Красную Поляну. Из-за лавинной опасности четвертая очередь канатно-кресельной дороги (ККД) была закрыта. Но фрирайдеры прекрасно ориентировались на местности и знали все доступные внетрассовые спуски в заповедном буковом лесу. Вековые деревья здесь стоят друг от друга на достаточном для проезда расстоянии, а отсутствие снежных "воронок" под кроной, характерных для хвойных лесов курортов Северной Америки, позволяет кататься на высокой скорости. Такое сочетание благоприятных ботанических условий и обилие легкого снега можно встретить только в Красной Поляне! Вот почему спуски фрирайдеров по лесу сопровождались громким распеванием йодлей и криками восторга. Комментарии спортсменов были однозначны: "Великолепно! Прекрасно! Фантастика!".
Старты первого дня заездов были намечены на склонах Салымовского цирка в районе четвертой очереди ККД "Альпика-сервис". Это традиционное место проведения российских соревнований по фрирайду – здесь же проходил прошлогодний этап FWT. Перепад высот составляет 300 метров при средней крутизне 45 градусов. Более крутая верхняя часть изобилует снежными карнизами, крутыми узкими кулуарами и скальными выходами. Именно здесь фрирайдеры совершают самые большие прыжки, сложные проезды по гребешкам и кулуарам. В нижней части склон становится более пологим, и здесь выполняют эффектные скоростные проезды со снежными шлейфами и красивые прыжки с трюками.
По причине высокой лавинной опасности 21 января старты были отменены. Фрирайдеры посвятили этот день тренировке и фотосессии. Отснятые материалы попадут в спортивные СМИ и рекламные каталоги производителей снаряжения.
На следующий день уже в 7.00 участники, судьи, журналисты и спасатели поднялись на склон. Старты начались в запланированное время. В стартовых воротах лыжник сменял сноубордиста, подавал сигнал о своей готовности и дальше начинался стремительный спуск. Спортсмены шли на грани фола. Снежные условия были осложнены следом сошедшей ранее лавины. Требовалась отличная физическая и техническая подготовка, чтобы удержать контроль на этом участке. Победитель прошлогоднего старта лыжник Хенрик Винстедт после прыжка потерял равновесие, а вместе с ним и лыжи. Ему пришлось пешком выбираться с трассы. Победитель финала прошлого года в Вербье Кай Закриссон также рискнул на прыжке и упал. Великолепную линию с полным контролем показал Орельен Дюкро. Со старта он проехал по узкому гребешку и прыгнул в сорокоградусный кулуар пролетев в метре от скалы. Дальше отлогими дугами понесся к заслуженному финишу и первому месту в заезде этого дня. Еще один француз Себ Мишо выполнил прыжок с пролетом около 25 м и показал изящную технику катания плавными дугами в нижней части маршрута. Он занял второе место. Свер Лиликвист выбрал крутой каменистый склон в верхней части, прыгнул со скалы и оказался третьим по итогам заездов.
Среди сноубордистов на первое место вырвался австриец Эрик Темель. В великолепном и изящном стиле он проехал свою линию с несколькими прыжками и взял эффектный метод-эйр. Швейцарец Сирил Нери использовал пару контруклонов для прыжков и красивых дуг со двухметровыми снежными шлейфами и оказался на втором месте. Чемпион мира по бордекроссу Ксавьер Де Ля Рю на крутом скальном участке поставил доску прямо вниз по склону, прыгнул со скалы и на большой скорости вылетел на жесткий лавинный след. Здесь он потерял равновесие и не избежал падения. Но все же получил третье место.
Выступления сноубордисток были не столь зрелищными из-за слишком сложных линий. Девушки заезжали в такие узкие и крутые кулуары, которые не каждый мужчина смог бы эффектно преодолеть. Запомнился динамичный проезд Натали Зенклюсен из Швейцарии. Она заняла второе место. Анина Карвинен траверсировала скальный участок и выполнили небольшой прыжок в конце секции, став первой среди женщин.
Финал состязаний фрирайдеров можно было наблюдать с промежуточной станции четвертой очереди ККД "Альпика-сервис". Очередность выступлений была обратной номерам по жеребьевке. Первыми продемонстрировали свое мастерство девушки. Они так отчаянно прыгали со скал и снежных гребней, что у зрителей каждый раз замирало сердце. Затем начались заезды у мужчин. И снова лидеры показали себя: Свер Лиликвист, Себ Мишо и Тибо Дюхосаль прыгнули двойной бэкфлип в районе финишных ворот. Алекс Кудрей отметился бэкфлипом прямо на старте. Сирил Нери дважды закрутил 360. Было все – и досадные падения на приземлении, и стремительные дуги, и скоростные прямые проезды.
Сразу после завершения стартов судьи подвели итог и объявили результаты этапа :
У лыжников швед Свер Лиликвист всего на одну десятую балла обошел француза Орельена Дюкро . На третьем месте француз Тибо Дюхосаль . Лучший среди россиян – Александр Байдаев из Приэльбрусья занял тринадцатое место.
Награды у лыжниц разделили американка Джес МакМиллан (первое место), норвежка Ани Эндеруд (второе место) и шведка Мария Персон . Единственная российская участница – Вероника Сорокина стала шестой.
Сноубордисты, как и в прошлом году, устроили французско-швейцарский междусобойчик. Первым стал Сирил Нери , вторым – Ксавье Де Ля Рю , третьим – Алекс Кудрей . Егор Дружинин занял девятое место. Геннадий Хрячков из Приэльбрусья и москвич Павел Львов расположились на 15 и 16 местах.
Зато у сноубордисток сплошь новые имена. На первом месте Эллин Бок из Германии, на втором – Шарлот Хаген из Норвегии, на третьем – Натали Зенклюсен из Швейцарии. К сожалении, наша Элизабет Паль из Приэльбрусья не смогла повторить свой прошлогодний успех и заняла только шестое место.
Сейчас еще рано оценивать выступление наших спортсменов. Практические все наши участники имеют очень скромный опыт выступления на международных соревнованиях. Это особенно заметно в сравнении с опытом иностранных фрирайдеров. Ведь изначально право выступать на этапах FWT 2009 получил только Геннадий Хрячков, имевший лучший рейтинг по результатам прошлого года. Остальные российские спортсмены попали в стартовый лист по специальному приглашению организаторов – wild card. Основная проблема участия российских фрирайдеров в международных соревнованиях – недостаточное или полное отсутствие поддержки спонсоров и спорткомитетов.
Однозначно сейчас можно сказать только об успехе чемпиона России по фрирайду 2008 года Егора Дружинина. На родных склонах он дебютировал в Мировом фрирайд-туре и сразу уверенно обосновался в середине списка лучших сноубордистов-фрирайдеров планеты. Победительница этапа у лыжниц Джес МакМиллан так прокомментировала его выступление: "… Знаете, я не смотрела специально на российских спортсменов, но запомнила несколько совершенно потрясающих спусков: Егор Дружинин, например. А ведь он первый раз на Nissan Russian Adventure!".
Несомненна польза соревнований для российских фрирайдеров не принимавших участие в соревнованиях, но приехавших просто покататься и перенять опыт у звезд мирового фрирайда. Участница чемпионатов России Анна Ханкевич так прокомментировала результат своей недельной поездки в Красную Поляну: "Это была уникальная возможность покататься с лучшими фрирайдерами мира. Они очень открытые и дружелюбные люди и всегда готовы помочь советом. Я обратилась к известному американскому фрирайдеру Дрю Табке с просьбой сделать с ним пару спусков. И он ответил "Да, пожалуйста". Такой опыт катания очень ценен".
Прочувствовать "русскую душу" и гостеприимство курорта участники и зрители Nissan Russian Adventure смогли не только на склонах. По обилию сопутствующих развлекательных и информационных событий соревнования приблизились к формату фестиваля. Всю неделю гостей радовали вечеринки с выступлением музыкальных групп и диджеев. Информационный партнер чемпионата журнал Best Life приготовил подарок спортсменам – вечеринку BEST LIFE PARTY в одном из самых известных клубов Сочи – развлекательном центре "Кайман". В тест-драйвах джипов Nissan приняли участие более 200 человек.
Соревнования привлекли немало зрителей, которые внесли свой вклад в копилку местной туриндустрии. Очевидно, что проведение Мирового фрирайд-тура – очень важный маркетинговый ход в конкурентной борьбе за иностранных и российских туристов. И в этом наш турбизнес преуспел.
Успех этапа в Красной Поляне вдохновил организаторов FWT на проведение в России своего фрирайд-тура. Как заявил Николас Хейл Вудс на прошедшем в Москве Лыжном салоне: "В России фрирайд набирает обороты и мы не собираемся на этом останавливаться… В 2010 году мы, совместно с нашими партнерами планируем провести Российский фрирайд-тур – серию соревнования на лучших курортах России, которые войдут квалификационную таблицу мероприятий чемпионата".
Чтобы стать фрирайдером необходимо сначала научиться хорошо кататься по горнолыжным трассам. В этом вам помогут квалифицированные инструкторы по горным лыжам и сноуборду. В Красной Поляне можно обратиться в службу инструкторов ОАО ГТЦ "Газпром" и ГК "Альпика-сервис". В Краснодаре – в секцию горнолыжного спорта и сноуборда Горного клуба "Экстрем" (extremegroup.ru/ski). Кроме того, первые шаги во фрирайде лучше делать с опытными гидами. Их можно найти в Красной Поляне в офисе на нижней станции ККД "Альпика-сервис" ("Yak&Yeti Travel").
Текст и фото: Владимир Храбовченко.