"Тарас Бульба": вчера, сегодня ... и завтра?

09.02.2010

Почти год прошел с выхода на экраны фильма "Тарас Бульба", но споры о картине кипят до сих пор. "МК" на Кубани" начинает серию публикаций о творении Владимира Бортко. Тарас Бульба – великий предок кубанских казаков или разбойник с большой дороги? Что думают о фильме потомки героев картины? Читайте на 5й полосе.

Что касается восприятия фильма зрителем со стороны (не украинцем, русским или поляком), его создатели явно добились укрепления имиджа казаков в качестве пьющего, горланящего, не имеющего понятия о законе сообщества. (Взяли и закопали с гробом казака. А вдруг он как раз защищался? Никто вообще даже следствия не провел. Или проводили? Если проводили – покажите!).

Гражданин Вьетнама, выпускник КСХИ 1980 года, Выонг Динь Бинь как-то так робко, вероятно, чтобы не задеть национальные чувства автора статьи, сказал, что если бы ему довелось попасть в рамки событий, он предпочел бы оказаться все же у поляков: те, по крайней мере, в фильме чисто одеты и ведут себя интеллигентно. Примерно о том же сказал и эфиопский студент Зерай Хайле, добавив, что казаки-то, по большому счету, напали первыми. Правильно, так оно и было.

Недавно получена реакция на фильм из Польши. Литературовед-полонист, докторант Лодзинского университета не считает фильм "Тарас Бульба" Владимира Бортко сознательно антипольским, как это показывают некоторые другие польские критики (тот же Вацлав Раджинович на страницах "Газеты выборчей"). С точки зрения Д. Клеховского, сама повесть – это романтическая эпопея, создавшая миф о казачестве. Режиссер взял из текста Гоголя все, что может считаться патриотическим в понимании современного россиянина...

Произносятся патриотические речи, характеризующие борьбу казаков как справедливую, а противника как агрессора. Это, конечно, не вполне согласуется с идеей Гоголя и стилем его повести. Однако пафос этих сцен... в фильме гиперболизирован. Касательно Б. Ступки, Д. Клеховский считает его в каком-то смысле настоящим легионером. Он исполнял роли казаков в украинском, польском, а сейчас в российском кинематографе. Запомнился его Богдан Хмельницкий в фильме "Огнем и мечом" (режиссер Е. Гофман, по мотивам романа Г. Сенкевича). Тарас в исполнении Ступки дает замечательное представление о гоголевском "великом казаке". А еще критик отмечает то, что не замечено большинством других: в речи-тосте перед битвой Бульба третий раз пьет за всех христиан мира, совершая при этом широкий жест рукой в сторону осажденных ляхов. Это, по мнению Д. Клеховского, многозначно.

В Украине мнения о фильме в большом разбросе. От лица Компартии Украины Владимиру Бортко была присуждена премия имени В.И. Ленина ォЗа высокохудожественное воплощение в киноискусстве идеалов дружбы украинского и русского народов, пропаганду общего исторического и культурного наследия в кинофильме "Тарас Бульба"サ. Следует отметить, что В. Бортко – член Компратии РФ.

Лидер Всеукраинского объединения "Свобода" Олег Тягнибок заявил, что фильм является московской пропагандой и продуктом информационной войны против Украины. А известный писатель Олесь Бузина сказал о фильме так: "Это не просто хорошее кино. Это еще и кино о нас. О наших предках. О конфликтах, веками сжигающих Украину. О настоящих запорожцах, сражавшихся за Русь и православие, а не за ющенковский учебник истории, где они обструганы под натовское "миротворчество" и идею "евроинтеграции".

Пара слов об истории Запорожской Сечи. В 1240 году Батый сжег Киев. Русь попала под жесткое иго монголо-татар, выдававших ярлык на княжение. Но с XIV в. на современных украинских землях начало проявляться влияние Литвы. Смута в Орде, начавшаяся в 1359 г., способствовала тому, что территория нынешней Украины вошла в состав Великого княжества Литовского, а затем объединенного Польско-Литовского государства. В состав же России эти земли влились в 1654 г. после Переяславской рады, то есть через сотню лет после описываемых событий. (Кстати, Гоголь не заботился о точной хронологии изображаемого. В одном случае действие отнесено к XV веку, в другом – XVI веку).

По мнению ряда литературных критиков, у Гоголя русское национальное самосознание всегда боролось с украинским (малороссийским). Поэтому украинские националисты не могли простить Гоголю этой своего рода "измены", устроив показательный "суд над Гоголем", где раздавались обвинения в том, что "Тарас Бульба" – это "оскорбительный памфлет на Украину", автор же его не гений, а "подлый ренегат, паук, который высосал кровь из своей Украины для москалей". Все его творчество, считали обвинители, – изображение Украины в кривом зеркале. Такие обвинения, впрочем, не помешали отряду Украинской повстанческой армии называться бульбовцами. Командир бульбовцев Максим Боровец, отличавшийся беспощадной жестокостью, взял себе псевдоним – Тарас Бульба.

При всех негативах фильм "Тарас Бульба" несет в себе целый ряд неположительных моментов. Он явно показывает, что не стоит идеализировать или демонизировать время и людей, что война – это горе для народов. В связи с этим символичен "жест доброй воли" отца Эльжбеты (внесен в фильм режиссером), который не зарубил ее выжившего плачущего ребенка. Грустная песня по-польски как бы нивелирует жестокую конфронтацию казаков и поляков, показанную в фильме. А о чем поет Эльжбета – по интонациям и ритму итак ясно...

Сколько людей – столько и мнений. Фильм "Тарас Бульба" можно рассматривать не только как исключительно патриотическое произведение или приключенческую героику, но и как мощную трагическую драматургию.

Игорь ЯСИНСКИЙ, писатель (в роду русские, поляки, казаки)

КОММЕНТАРИЙ

Юбилейный для Николая Васильевича Гоголя 2009 год ознаменовался двойной киноинтерпретацией повести "Тарас Бульба", имевшей как "датный", так и "политический" подтекст.

На мартовский показ украинского телевизионного полнометражного художественного фильма Петра Пинчука и Евгения Березняка "Дума про Тараса Бульбу" Владимир Бортко откликнулся апрельской всероссийской кинопремьерой, прошедшей на следующий день после празднования 200-летия великого писателя.

Впрочем, экранизация Бортко оказалась уже девятой по счету. И второй российской. Как известно, в 1909 году Александр Дранков снял немой фильм "Тарас Бульба", за которым последовали немецкая, французская, английская, американская, итальянская и чешская версии известного гоголевского сюжета. Самой известной (до Бортко) считалась американская экранизация 1962 года, где Тараса играл Юл Бриннер (кстати, русский по-происхождению актер), запомнившийся нашему зрителю по "Великолепной семерке".

Владимир Бортко взял за основу собственного сценария повесть "Тарас Бульба" в редакции 1842 года. Эта редакция отличалась от ранней (1835 года) более тщательной проработкой исторического фона, а также бытовых характеристик обитателей Сечи.

Отсюда и стремление режиссера к показу жестоких подробностей в системе наказаний, существовавших в казацкой среде, когда за убийство товарища полагалась именно такая смертная казнь.

Но "Тарас Бульба" не является исторической повестью или летописью Запорожской Сечи. Гоголь создавал казацкий эпос, в котором достоверные детали тесно переплетаются с мифологизированными картинами, а избыточность и гиперболизация при описании составляют суть данного жанра. Он передает дух эпохи, не считаясь с хронологической точностью или традиционной логикой.

Вплетенная в героический эпос романтическая линия (любовь Андрия) должна существовать и развиваться по своим законам, весьма далеким от реальности. Поэтому претензии к правдоподобию любовных сцен могут быть отнесены только к вкусовым пристрастиям режиссера, а не к самому тексту.

Героический эпос не предполагает счастливого конца. Герои гибнут, и смерть их, как правило, настолько ужасна, что долго хранится в памяти народной. История Запорожской Сечи, где каждый второй гетман был либо убит в бою, либо казнен, переполнена такими примерами. Чего стоит только одно предание о гибели Дмитрия Вишевецкого (он же казак Байда), которого казнили в 1563 году в Стамбуле, подвесив по приказу султана ребром на крюк.

Если говорить об "антипольском" пафосе гоголевского "Тараса Бульбы", вызывающем определенные дискуссии, то следует учитывать два обстоятельства – сложную историю взаимоотношений Сечи и Речи Посполитой, включавшую в себя различные периоды (впрочем, у Сечи со всеми соседями складывались своеобразные отношения), а также геополитическую специфику девятнадцатого столетия (время создания "Тараса Бульбы"), когда значительная часть Польши входила в состав Российской Империи.

Юрий ЛУЧИНСКИЙ, доктор филологических наук, профессор,

завкафедрой истории журналистики и коммуникативистики КубГУ






Статьи

11.07.2022 16:00

Курорт Красная Поляна открывает сезон кино в горах

13 июля Курорт Красная Поляна и «Кинонебо» открывают сезон кино в горах. Кинотеатр под открытым небом расположился на Поляне 960, на площади между канатными дорогами. Показы фильмов будут проводиться три раза в неделю до начала сентября.

02.10.2013 12:02

Международный кинофестиваль по произведениям Стивена Кинга пройдет в Краснодаре

В Краснодаре 31 октября по 3 ноября состоится Международный кинофестиваль "Dollar Baby Film Festival Russia 2013. Кошмары и фантазии Стивена Кинга".

16.09.2013 10:07

В Анапе открылся ХХII кинофестиваль "Киношок-2013"

Вчера, 15 сентября, в Анапе начался ХХII фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок-2013".

13.09.2013 11:26

В Курганинске пройдет фестиваль памяти актрисы Клары Лучко

Сегодня, 13 сентября, в Курганинске откроется седьмой фестиваль памяти народной артистки СССР Клары Лучко "Казачьи зори над Лабой".


Вступай в клуб 5туристов.ру
узнавай самые свежие новости, получай спецпредложения только для членов клуба
{{error}}